Старуха Изергиль Максима Горького

Старуха Изергиль Максима Горького Явидел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу так начинает Максим Горький одно из своих лучшихпроизведений.В рассказе Старуха Изергиль отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южнойБессарабии ранней весной 1891 года.Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическуюлинию рассказы Макар Чудра и Челкаш , в которой наиболее сильно отразилосьавторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.Композициярассказа достаточно сложна.

Повествование много поведавшей на своем векуИзергиль делится на три как бы самостоятельные части легенда о Ларре, рассказИзергиль о своей жизни, легенда о Данко , каждая из которых целиком подчинена одной цели наиболее полно создатьобраз главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое,пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявитьистинную ценность человеческой жизни.Композиция такова, что две легенды как быобрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологическийцентр произведения.

Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Системаобразов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос освободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческойжизни.К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейнуюнагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Ларра,ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете.Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающийлюбую жесткость все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла иземной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит сво я вышеокружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение инелюбовь.Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для негостранным и неизбежным наказанием.Врассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степеньлюбви к людям.

Гордость Данко это сила его духа, уверенность в себе. Он,пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинноебессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.Однимиз менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования.Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем путисамых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторскойпозиции.

Именно глазамиавтобиографического героя видит читатель Изергиль. Е портрет сразу же выявляеточень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бырассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха.Изергильуверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизньЛарры. Она не может даже представить ничего общего с ним, но взглядповествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.Отношениеавтора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно.

Осуждая жизненнуюпозицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человекаиндивидуалистическая мораль. В образеже Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной насамопожертвование.Вовсех своих образах эпизодических и главных Горький видит проявление народногохарактера рубежа веков, пытается исследоватьего слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, спомощью самых разных художественных средств.

В Старухе Изергиль связь страдициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двухгероев, в использовании романтических образов тьмы и света сопоставлениетеней Ларры и Данко в легенде о Данко , в гиперболизированном изображениигероев В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всехлюдей мира . Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественнуюценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бысближает быль и сказку .Своеобразиежанра рассказ в рассказе , играющее в этом произведении большуюидейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь междулегендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.Особоеместо в рассказе занимают элементыдетализированного описания Изергиль, как-то тусклые глаза, потрескавшиеся губы, сморщенный нос, загнутый, словно носсовы , черные ямы щек, прядь пепельно-седых волос . Они повествуют о нелегкойжизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю.Довольно легко определяется смысл названия данного произведения.

Дело в том,что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу человека, живущегосреди людей . Только она наделена правом и возможностью в доступной формевыражать собственный взгляд на жизнь.

Поэтому именно е сознание, характер,подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения,откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именемкоторого и названо произведение.Подводячерту под всем вышесказанным, хочу поделиться и своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Могу сказать, чтопроблемы, затронутые в рассказе, сильно меня взволновали, заставили глубокозадуматься над смыслом жизни, а многочисленные образы свободных людейнатолкнули на мысль, что свобода это такое же неопределенное и безграничноепонятие, как жизнь.