Некрасов о предназначении поэта и поэзии

Некрасов о предназначении поэта и поэзииТема предназначения поэта и поэзии являетсятрадиционной для русскойлитературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева,Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет большое вниманиепредназначению поэта ипоэзии, их роли в жизни общества.Кюхельбекерпервым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта пророком . Положение пророка призывалопоэта стоять над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая вниманияна нападки.

Пушкин, близкий к декабристским кругам, послеразгрома восстания 1825 года написал своего Пророка , сходного по духус кюхельбекеровским. Глас бога взывает к поэту Восстань, пророк,и виждь, и внeмли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли,глаголом жги сердца людей . Идутгоды. Когда наступает пора творческой зрелости М.Ю Лермонтова,его пророк уже другой.Он также наделен даром всевидения, но если пушкинский пророк идет к людям,стремится донестидо них близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей впустыню.

Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы.Поэт Некрасов - это пророк, которого к людям послал бог гнева ипечали , его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающейлирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискатьвсеобщую любовь таким образом невозможно Его преследуютхулы он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а вдиких криках озлобленья . Но его позиция Не может сын глядеть спокойнона горе матери родной есть позиция поэта-гражданина, продолженнаяпотом Л.Н. Толстым Не могу молчать! Наиболееполно некрасовское кредо изложено в стихотворении Поэт и гражданин 1856 г Написанное в форме диалога, оно представляет собойполемику с широко распространенными в то время взглядами на искусствокак на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям Мырождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

Главнаямысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит каклозунг, как призыв Поэтом можешь ты не быть, но гражданином бытьобязан . Эта темазвучит и в стихотворении Элегия , которое прямо начинается строками Пускайнам говорит изменчивая мода, Что тема старая страдания народа И что поэзия забыть ее должна.

Не верьте, юноши, не стареет она. В стихотворении Сеятелям Некрасов призывает молодежь сеять разумное,доброе, вечное , так как семена разума, просвещения обязательнодадут всходы, за которые спасибо вам скажет сердечное русскийнарод . Идеалпоэта, борца за свободу рисует Некрасов в поэме Кому на Руси житьхорошо в образе Гриши Добросклонова, которому судьба готовилапуть славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь . ПрототипомГриши Добросклонова является, безусловно, Добролюбов, окотором Некрасов в стихотворении, посвященном третьей годовщине егосмерти, сказал Какойсветильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Впроизведениях Некрасова очень часто встречаются размышления о Музе,которая вдохновляла его творчество и которой он служил Муза , Вчерашний день часу в шестом , Угомонись, моя Муза задорная О, Муза! Я у двери гроба и другие . Причем перед нами возникаетне образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей крестьянки Вчерашнийдень часу в шестом Зашел я на Сенную.

Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя, И Музе я сказал Гляди! Сестра твоя родная! Эта кнутом иссеченная Муза , Муза мести и печали проходитчерез всетворчество поэта.В заключениехотелось бы сказать еще раз о поэтическом завещании поэта,об Элегии , тема которой сопоставима, пожалуй, с Памятником А. С. Пушкина.

Это тема посмертной славы Ялиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен. Идействительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэзии и навсегдаостанется в сердце и памяти народной.