Гражданственность творчества Гоголя

Гражданственностьтворчества ГоголяВысокая гражданственностьтворчества великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя проявиласьпрежде всего в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности,не дает человеку созидательно трудиться и жить. С негодованием говорит Гоголь обесчеловечном вельможе из Повести о капитане Копейкине Мертвые души . Этотхолодный равнодушный министр в ответ на просьбу инвалида Отечественной войны1812 года о вы даче ему пенсии распорядился, чтобы Копейкина выселили изстолицы.

Не менее бездушны представители светского общества из по вести Шинель . Разве не достойны они обличительного слова Гоголя как гражданинапотрясала мысль, что вещь может быть дороже человеческой жизни, чтовеликодушных поступков становится все меньше и меньше.Важное место в творчестве Гоголязанимал маленький чело век . Гоголь, изображая горестную жизнь простых россиянтого времени, как бы предъявлял счет виновникам такого положения личности вобществе.Виновниками же были власть имущие люди, которые считали себя вправене думать о каждом бедном Башмачкине.

Хотя это входит в прямую обязанностьгосударственных людей.По количеству сарказма икритики, вылитой на головы казнокрадов, подхалимов, взяточников, бюрократов, самодуров, Гоголь, по-моему, не превзойден.Достаточно вспомнить комедию Ревизор , где изображено чиновничество уездного города во главе с городничим,или поэму Мертвые души . Оба произведения создают широкую панораму российскогообщества, погрязшего в пороках, невежестве, в преступлениях против свободычеловеческой личности.

Вот почему нам так дорог великий писатель-гражданин, незахотевший мириться с печальными явлениями русской жизни того времени.Не только нравственноеотставание от высших идеалов, сковав шее русское дворянство, удручало Гоголя.Сама скука паразитирующего стана имущих вызывала в Гоголе гражданский протест.Писатель вывел целую галереюпомещиков-уродов.До какой степени нищеты и разорения довели своих крестьян этиСобакевичи, Маниловы, Плюшкины.Изображая тяжелый, бедный быткрепостных крестьян, Гоголь нещадно критикует их хозяев.

Писатель как быговорит обществу, что нечего удивляться появлению в России дядей Митяев иМеняев, дворовых девочек Палашек, которые не знают даже, где лево, где право,ибо такова жизнь. Повесть о том, как ИванИванович поссорился с Иваном Никифоровичем развенчала духовное убожестводворянства.Скучно жить на этом свете, господа! - говорит Гоголь, заканчиваяпо весть о двух Иванах, запутавшихся в собственных бессмысленных жизнях.Однако рядом с горькимиоткровениями в произведениях писателя живут и очень достойные люди. Деспоты несмогли заглушить благородных качеств народа.

Мужественных, духовно стойких,от важных и щедрых людей показал писатель в образах Степана Пробки, АбакумаФырова, Максима Телятникова и каретника Михеева.А какую душу не порадуютширотой натуры, благородными устремлениями, огненными темпераментами героиповести Тарас Бульба !Прошлому и печальномунастоящему великий писатель противопоставляет великое будущее нашей Родины Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека вижу! Так веритьв свой народ и предсказывать его будущее величие мог только вели кий гражданинРоссии.

А его вдохновенный, поэтический образ птицы-тройки, которая несетсявперед и перед которой расступаются и дают ей дорогу другие народы игосударства ! Разве это восклицание не достойно принадлежать устам великогогосударственного мужа!Нам, соотечественникамвеликого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учитьсягражданскому чувству.

Это обращаясь к нам в будущее. Гоголь говорил Забирайтес собой в путь, выходя из мягких лет юности в суровое, ожесточающее мужество,собирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, неподымете потом.