Позиция автора в романе "Обломов"

Позиция автора в романе Обломов После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова, читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл, вложенный И. А. Гончаровым в Обломова.И неудивительно кто, кроме автора, может знать это наверняка Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа успел поменять к нему свое отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части Обломова и, напротив, советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее.

Попробуем же разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении и какова была его позиция по отношению к основным персонажам.Изначально сюжет Обломова задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере.

Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том Обломова, повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется.Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу.

Во-вторых, усложняется сюжетная линия. О последней следует говорить отдельно. Этот прием испытания любовью, впрочем, встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор сможет открыть много новых граней в душе своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах.При этом автору предоставляется возможность преподать своего героя с той или иной стороны в зависимости от его отношения к последнему.

По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа. Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, через разговоры основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека и в то же время обладающего необычайными сонливостью и ленью.И потом, для объяснения истоков его характера, Гончаров вводит сон героя, где показывает его детство.

Таким образом, композиция произведения не нарушается. Начинается повествование об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и, на мой взгляд, самых интересных моментов этой части романа. Здесь описывается природа обломовского края. Ее безмятежность и равнинность, конечно же, заметно преувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в силу общей атмосферы поместья.Однако, что интересно, по замеча-н1гям самого Гончарова, сделанным здесь же, можно судить, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд на природу.

Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описания грозных стихий. В его идиллическом месте нет дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.Да и неудивительно, ведь позиция Гончарова по отношению к ним вполне определенна море наводит только грусть на него, а горы и пропасти грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя Зато в мирном уголке, обрисованном им для Обломова, даже небо как родительская надежная кровля.

Солнце там ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется точно нехотя А горы только модели тех страшных гор, И вся природа там представляет ряд веселых, улыбающихся пейзажей Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта, то есть того, что изначально должно стать основой произведения.Сама мысль, пронесенная здесь, не нова бездействующие помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ.

Интересно не это, а то, как отражает Гончаров свое отношение к этому образу жизни. Здесь, как и во всем в Обломовке, краски как бы притушены.Вот как описывается здесь жизнь крестьян Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех Я думаю, что автор прибегнул к такому стилю, поскольку, отразив свою позицию по отношению к проблеме крепостного права, он не должен был нарушить атмосферу всеобщей сонливости, столь важную для главного героя.

Ведь каково бы ни было отношение Гончарова к помещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и симпатизирует Обломову. Эта же всеобщая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, могла бы отчасти его оправдать. Здесь впервые Гончаровым упоминается Штольц.Позиция автоpa по отношению к нему в будущем ясна. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противоположность Обломову.

Соответственно и условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, нежели в Обломовке. Теперь, перейдя к трем основным частям романа, надо сказать, что основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильй Ильичом Обломовым.Однако вначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношении Обломова и Штольца в их сравнении.

В таком случае, рассматривая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей. Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно нравится Штольц, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу.Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и в портретах.

Вот как он описывает Обломова Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. А вот описание Штольца Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь Цвет лица смугловатый и никакого румянца глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные.Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися и на лице, другой восхищает своей твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике. Отношение автора к ним выразилось и через взаимные характеристики героев.

И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности.Но что же тогда связывает их Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном, деловом человеке, который бы всегда пришел на помощь его нерешительной и сонливой натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея Это хрустальная, прозрачная душа таких людей мало они редки это перлы в толпе Теперь можно подойти к любовному сюжету.

Но, прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой.Гончаров несомненно доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость.

Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги Нос образовывал чуть заметную грациозную линию губы тонкие и большей частью сжатые признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли.То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром взгляде серо-голубых глаз И походку ее автор описывает как легкую, почти неуловимую.

Думаю, не случайно придает Гончаров ей эту особую одухотворенность. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу. Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой Хорошие или плохие черты выявит через это Гончаров у Ильи Ильича Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена.Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в герое, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки.

На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Ну при каких еще обстоятельствах чистое, верное сердце Ильи Ильича смогло бы себя так проявить. В отношениях же Ольги со Штольцем все происходит совсем наоборот.Их союз закономерен и гармоничен.

Они похожи и потому хорошо понимают друг друга. Самой судьбой им предопределено долгое спокойное счастье. Но здесь, правда, неявно, автор указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца. Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютно счастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое не может даже Андрей. И сам собою напрашивается вопрос, не смутная ли это тоска Ольги по страстному чувству, которое не может дать ей Штольц.Быть может, здесь автор хотел сказать, что этому правильному и передовому герою не хватает немного безумных порывов.

Как бы там ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.В заключение же хотелось бы сказать, что мне очень понравился роман, и я склонна согласиться со словами И. С. Тургенева Пока останется хоть один русский - до тех пор будут помнить Обломова.

Ведь, действительно, образ этот жив и по сей день, стоит только оглянуться. Многим ли из нас не принадлежат, хотя бы частично, черты Обломова, столь удачно отраженные Гончаровым.