Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"

ОбразХлестакова в комедии Ревизор В Ревизоре я решилсясобрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, всенесправедливости и за одним разом посмеяться над всем - такова основная цель,которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в преемственной связи сдраматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, комедия Ревизор отличаласьмасштабностью своего художественного обобщения и объемностью проблематики.Припомощи смеха, который весь излетает из светлой природы человека , писатель свысоты творческого гения отразил зло своего времени .Гоголь не раз предупреждал Хлестаков - самый трудный образ в пьесе.

Помотрим, что же представляет из себяэтот герой. Хлестаков - мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми поре-каемый.Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец.Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносноесуществование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презираетсебя.Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытатьсяизменить жизнь.

Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, онперенесется из грязи в князи . Это и позволяет Хлестакову так легко инепринужденно чувствовать себя лицом значительным.Мир, в котором живетХлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представитьсебе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его друг Пушкин.Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее.Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признатьлюдьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущенывраньем Хлестакова.

Им тоже кажется, что все дело в случае повезло - и ты директордепартамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишьпомочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том,что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической сметки.Будь же онпоумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательноподыгрывать.

И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманулибы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданнойвыдумке, недаром гордится Антон Антонович Тридцать лет живу на службе мошенников над мошенниками обманывал.Трех губернаторов обманул! Городничийне мог предположить в Хлестакове лишь одного - чистосердечия, неспособности ксознательной, продуманной лжи.А между тем это одна изосновных черт Хлестакова, делающая его героем миражной интриги. Внутренняяпустота делает его поведение совершенно непредсказуемым в каждый данный моментон ведет себя так, как получается . Его морили голодом в гостинице, над нимвисела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудьпоесть.

Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При видетарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду.Он уже вошел в роль важного господина.Ну, хозяин, хозяин Я плевать натвоего хозяина! Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн,исследователь творчества Гоголя Он, как вода, принимает форму любого сосуда.У Хлестакова необыкновенная приспособляемость весь строй его чувств, психики легкои непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени .Хлестаков соткан изпротиворечий.

Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубокосоответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков - фигураобщечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно иполно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени.

Чиновникипрекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческиекачества.В каждом из персонажей пьесынемало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главныйгерой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Оникомичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене.Самой яркойиллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великогочеловека.

И он, и Анна Андреевна представляют себе не просто роскошь, но такуюроскошь, которую унижает их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. АнтонАнтонович рисует картину Поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютантыпоскачут везде Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво! Таким образом,мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарнойжизни в основном совпадают.Ведь хлестаковские тридцать пять тысяч однихкурьеров ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтахгородничего поскачут везде . И главное, Сквозник-Дмухановский так же радвыдвинуться над мелкой сошкой и городничим, представив себя генералом.

Итак, образ Хлестакова явилсягениальным художественным обобщением Гоголя.Объективный смысл и значение этогообраза состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство значительности и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты.Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке.

Вотпочему жизнь эпохи отразилась в Ревизоре с огромной силой, а образыгоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснеепонять социальные явления того времени.