Живые и мертвые души в творчестве Гоголя

Живые имертвые души в творчестве ГоголяПри издании Мертвых душ Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляскаЧичикова, символизирующая путь России, а вокруг - множество человеческихчерепов. Опубликовать именно этот титульный лист было очень важно для Гоголя,так же как и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной Иванова Явление Христа народу . Тема жизни и смерти, возрождения красной нитьюпроходит через творчество Гоголя.Свою задачу Гоголь видел в исправлении инаправлении на истинный путь сердец человеческих, и попытки эти былипредприняты через театр, в гражданской деятельности, преподавании и, наконец, втворчестве.

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива - гласит пословица,взятая эпиграфом к Ревизору . Пьеса и является этим зеркалом, в которое долженбыл посмотреться зритель, чтобы увидеть и искоренить свои никчемные страсти.Гоголь считал, что, лишь указывая людям на их недостатки, он может исправить ихи оживить души. Нарисовав страшную картину их падения, он заставляет читателяужаснуться и задуматься.

В Вечерах на хуторе близ Диканьки кузнец Вакула малюет черта с мыслью о спасении. Подобно своему герою, Гоголь продолжаетизображать чертей во всех последующих произведениях, чтобы с помощью смехапригвоздить к позорному столбу пороки человеческие.В религиозном пониманииГоголя черт есть мистическая сущность и реальное существо, в которомсосредоточилось отрицание Бога, вечное зло. Гоголь как художник при свете смехаисследует природу этой мистической сущности как человек оружием смеха боретсяс этим реальным существом смех Гоголя - борьба человека с чертом писалМережковский. Хочется добавить, что смех Гоголя - это и борьба с адом за душуживую . Ревизор не принес желаемогорезультата, несмотря на то что пьеса имела большой успех.

Современники Гоголяне смогли оценить ее значение. Задачи, которые писатель пытался решить путемвоздействия через театр на зрителя, не были выполнены.Гоголь осознаетнеобходимость иной формы и иных путей воздействия на человека. Его Мертвыедуши - это синтез всех возможных путей борьбы за души человеческие.Произведение вмещает в себя как прямой пафос и поучения, так и художественнуюпроповедь, иллюстрированную изображением самих мертвых душ - помещиков игородских чиновников.

Лирические отступления также придают произведению смыслхудожественной проповеди и подводят своеобразный итог изображенным страшнымкартинам жизни и быта. Апеллируя ко всему человечеству в целом и рассматриваяпути духовного воскресения, оживления.

Гоголь в лирических отступленияхуказывает на то, что тьма и зло заложены не в социальных оболочках народа, а вдуховном ядре Н. Бердяев . Предметом изучения писателя и становятся душичеловеческие, изображенные в страшных картинах недолжной жизни.Уже в самом названии Мертвыхдуш Гоголем определена его задача.Последовательное выявление мертвых душ на маршруте Чичикова влечет за собой вопрос в чем причины той мертвечины? Однаиз главных состоит в том, что люди забыли свое прямое назначение.

Еще в Ревизоре чиновники уездного города заняты всем, чем угодно, но только несвоими прямыми обязанностями. Они представляют собой скопище бездельников,сидящих не на своем месте.В судебной конторе разводятся гуси, разговор вместогосударственных дел идет о борзых собаках, а в Мертвых душах глава и отецгорода губернатор занят вышивкой по тюлю. Люди эти потеряли свое место наземле, это уже указывает на некоторое их промежуточное состояние - они междужизнью земной и жизнью потусторонней.

Городские чиновники в Мертвых душах , Шинели также заняты лишь пустословием и бездельем. Вся заслуга губернаторагорода N состоит в том, что он посадил роскошный сад из трех жалких деревьев. Стоит отметить, что сад как метафора души часто используется Гоголем вспомнимпро сад у Плюшкина . Эти три чахлых деревца - олицетворение душ городскихобитателей. Души их так же близки к смерти, как эти несчастные посадкигубернатора.Помещики Мертвых душ тоже забыли о своих обязанностях, начиная сМанилова, который вообще не помнит, сколько у него крестьян.

Ущербность егоподчеркивается детальным описанием его быта - недоделанными креслами, вечнопьяной и вечно спящей дворней. Он не отец и не хозяин своим крестьянам настоящий помещик, по патриархальным представлениям христианской России, долженслужить нравственным примером для своих детей - крестьян, как сюзерен для своихвассалов.Но человек, забывший Бога, человек, у которого атрофировалось понятиео грехе, никак не может быть примером.

Обнажается вторая и не менее важнаяпричина омертвления душ по Гоголю - это отказ от Бога. По дороге Чичикову невстретилась ни одна церковь. Какие искривленные и неисповедимые пути выбиралочеловечество восклицает Гоголь. Дорога России видится ему ужасной, полнойпадений, болотных огней и соблазнов.Но все-таки это дорога к Храму, ибо вглаве о Плюшкине мы встречаем две церкви готовится переход ко второму тому -Чистилищу из первого - адского.Этот переход размыт инепрочен, как и намеренно размыта Гоголем в первом томе антитеза живой -мертвый . Гоголь намеренно делает нечеткими границы между живым и мертвым, иэта антитеза обретает метафорический смысл.

Предприятие Чичикова предстаетперед нами как некий крестовый поход. Он как бы собирает по разным кругам адатени покойников с целью вывести их к настоящей, живой жизни. Маниловинтересуется, с землей ли хочет купить души Чичиков. Нет, на вывод , -отвечает Чичиков.Можно предположить, что Гоголь здесь имеет в виду вывод изада.

Именно Чичикову дано сделать это - в поэме он один имеет христианское имя- Павел, которое еще к тому же намекает на апостола Павла. Начинается борьба заоживление, то есть за превращение грешных, мертвых душ в живые на великом путиРоссии к хранине, назначенной царю в чертог . Но на этом пути встречается товар во всех отношениях живой - это крестьяне.Они оживают в поэтичномописании Собакевича, потом в размышлениях Павла Чичикова как апостола и самогоавтора.

Живыми оказываются те, которые положили душу всю за други своя , тоесть люди самоотверженные и, не в пример забывшим о своем долге чиновникам,делавшие свое дело. Это Степан Пробка, каретник Михеев, сапожник МаксимТелятников, кирпичник Милушкин.Оживают крестьяне припереписывании Чичиковым списка купленных душ, когда сам автор начинает говоритьголосом своего героя.В Евангелии сказано кто захочет спасти душу свою, тотее р потеряет . Вспомним опять-таки Акакия Акакиевича, который пыталсясэкономить на чем угодно, лишь бы заполучить замену живой души - мертвуюшинель.

Его смерть, хоть она и вызывает сочувствие, не была переходом в лучшиймир, а только превратила его в бесплодную тень, наподобие теней-призраков вцарстве Аида. Так, житийная оболочка этой повести наполнена вовсе не житийнымиподвигами. Весь аскетизм и все отшельничество Акакия Акакиевича направлены нена спасение души, а на получение эрзаца шинели.Ситуация эта также обыгрываетсяв повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка . Там во сне героя женапревращается в материю, из которой все шьют сюртуки . Слово жена впроизведениях Гоголя часто замещается словом душа . Душа моя обращаются ксвоим женам Манилов и Собакевич.Но движение в сторонуомертвления в Шинели Акакий Акакиевич становится тенью и в Ревизоре немая сцена , в Мертвых душах используется как бы с обратным знаком.

ИсторияЧичикова также дана как житие.Маленький Павлуша в детстве всех поражал своейскромностью, но затем он начинает жить только для копейки . Позднее Чичиковпредстает перед обитателями города N как некий Ринальдо Ринальдини илиКопейкин, защитник несчастных.

Несчастные - это души, обреченные адскимстраданиям. Он кричит Они не мертвые, не мертвые! Чичиков выступает ихзащитником. Примечательно, что Чичиков даже возит с собой саблю, как апостолПавел, у которого был меч. Самое знаменательноепревращение происходит при встрече апостола Павла с апостолом-рыболовомПлюшкиным.Вон наш рыболов пошел на охоту говорят о нем мужики.

В этойметафоре заложен глубокий смысл вылавливания душ человеческих . Плюшкин, врубище, как святой подвижник, вспоминает о том, что он должен был вылавливать и собирать вместо бесполезных вещей - эти души человеческие. Святители мои! -восклицает он, когда эта мысль озаряет его подсознание. Читателю такжесообщается житие Плюшкина, что в корне отличает его от других помещиков исближает с Чичиковым.Из мира античности Чичиков попадает в мирраннехристианский двух церквей Плюшкина.

Используются платоновские ассоциации уподоблениядуши человека упряжке коней гравюра в доме Плюшкина , вылезающих из грязи.Чичиков и представляет Плюшкина где-то у церковных дверей.Лирическая стихия послепосещения Плюшкина Чичиковым все больше и больше захватывает роман. Одним изсамых одухотворенных образов является губернаторская дочка, ее образ написансовсем в другом ключе.Если Плюшкину и Чичикову еще предстоит вспомнить о своемназначении спасения душ, то губернаторская дочка, подобно Беатриче, указываетпуть к духовному преображению.

Такого образа нет ни в Шинели , ни в Ревизоре . В лирических отступлениях вырисовывается образ другого мира.Чичиков выезжает из ада с надеждой о возрождении душ, превращении их в живые.