Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Изображение народа в поэме Некрасова Кому наРуси жить хорошо Кому на Руси жить хорошо - поэма-эпопея. Вцентре ее - изображениепореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцатилет, собирая материал для нее по словечку . Поэма необычайношироко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои от крестьянинадо царя. Но, к сожалению,поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.Главнаяпроблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии Кому на Руси жить хорошо - это проблема счастья.

ПоэмаНекрасова Кому на Руси жить хорошо начинается с вопроса Вкаком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай . Но не трудно понять,о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861года, по которой освободили крестьян, а те, не имея своей земли,попали в еще большую кабалу. Черезвсю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелойкрестьянской доле, о крестьянском разорении.Этот мотив голоднойжизни крестьянства, которого тоска-беда измучила звучит с особойсилой в песне, названной Некрасовым Голодная . Поэт не смягчаеткрасок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудкии пьянство в крестьянском быту. Положениенарода с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест,откуда родом крестьяне-правдоискатели уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово.

В поэме очень ярко изображена безрадостная,бесправная, голодная жизнь народа.

Мужицкое счастье сгоречью восклицает поэт дырявое с заплатами, горбатое с мозолями! Как и прежде, крестьяне - люди досыта не едавшие, несолонохлебавшие . Изменилось только то, что теперь их вместо баринадрать будет волостной .С нескрываемым сочувствием относится автор к темкрестьянам, которыене мирятся со своим голодным бесправным существованием.В отличиеот мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова,Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлиннуючеловечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство.Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателейи другие.

У каждого из них своя задача в жизни, своя причина искать правду , но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянскаяРусь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такоесчастье для русского народа Ненадо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! В ЯкимеНагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца,крестьянского праведника . Яким живет той же трудолюбивойнищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом.

Яким честный труженик сбольшим чувствомсобственною достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает,почему крестьянин так убого, так плохо живет.Это ему принадлежаттакие слова Укаждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

Примечателени Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославилсяна всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностьюнароду. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбралего на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеальногоправедника.Ермил, пожалев своего младшего брата, назначаетв рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть некончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально.Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта.

ОбразЕрмила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах,богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишьв главе Савелий - богатырь святорусский крестьянский протестпревращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя.Правда,расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер,но такова была действительность крепостного общества. Крестьянскиебунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими ихимений.

Некроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такиекак Савелий, богатырь святорусский , Яким Нагой, чье поведениеговорит о пробуждении сознания крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасовписал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью.Но поэтсумел заметить искру сокрытую могучих внутренних сил, заложенныхв народе, и смотрел вперед с надеждой и верой Ратьподнимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.

Крестьянскаятема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная системапоэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья.В этойсвязи можно вспомнить и счастливую крестьянку Корчагину МатренуТимофеевну, прозванную за особое везение губернаторшею , и людейхолопского звания, например, холопа примерного Якова верного ,который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящихкрестьян из главы Последыш , которые вынуждены ломать комедиюперед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отменыкрепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное,яркое полотнопоэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критикамиполифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русскойнародной песни, исполняемойна многие голоса.