Грешники и праведники в изображении Лескова

Грешникии праведники в изображении Лескова По очерку Леди Макбет Мценскогоуезда Что означает для современногороссийского читателя словосочетание Леди Макбет Мценского уезда ? Какая-топретензия на мировую значимость. Любовь и кровь.Шекспировские страстироссийской глубинки горы трупов и фонтаны крови.Можно найти в этом очеркетонкую иронию, пародийный мотив проглядывает в его словесной ткани. У Шекспиравсе происходит в финале его трагедий, где герои крушат друг друга в капусту,травят, прокалывают друг друга шпагами, душат и каются.У Лескова то же происходит -но сначала, и как-то обыденно, без надрыва и, главное, без раскаяния, цинично ивесело.Лесковские герои, в сущности,весьма устойчивые положительные образы отечественной литературы.

Типичныепореформенные герои.Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек летпятидесяти с лишком . Грамотный купец, не пьет, встает в шесть утра, чашка чаю,и за труды праведные.А что же хрипит купец, когдаего душат Катерина и Сергей? - Что же вы это, варвары? Кто эти варвары,душегубы? Некрасовский выходец из народа, весельчак-приказчик, грамотей икнижки читает.

А еще русская женщина из бедных , натура цельная, решительная. Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет .А жила она в доме мужа такойжизнью, которую Лесков именует скука русская , от нее весело даже удавиться .А дальше все как в песне настихи Аполлона Григорьева черные кудри, красная рубаха, борода едвапробивается, и кухарка Аксинья, плетясь за Катериной Львовной, рассказывает - Всем вор взял, что ростом,что красотой . Так начинается эта дикая, кровавая африканская страсть. УЛескова все на контрастах.

Катерина - хрупкая, тонкая, легкая, молодая - и некрасавица, но по наружности женщина очень приятная , но какой-тонеобыкновенной инфернальной силы. Стоило ей толкнуть Сергея в грудь своейизящной ручкой - тот отлетел на два шага. Первым делом Катерина избавилась отсвоего любопытного свекра.Умер восьмидесятилетний Борис Тимофеевич так, какумирали у него в амбарах крысы, для которых Катерина Львовна всегда своимисобственными руками приготовляла особое кушанье .Потом настал черед родногомужа, над которым еще и потешились перед убийством Катерина засмеялась истрастно поцеловала Сергея при муже .Катерина душегубствует сама,ее любовник лишь руки держит у жертвы.

Муж ее только и успевает сделать, чтосказать Попа тупо простоналЗиновий Борисыч, с омерзением откидываясь головой как можно дальше от сидящегона нем Сергея .Лесковские персонажи очеркадля читателя до заключительных сцен остаются абсолютно непрозрачными.

Чтодвижет их поступками, что скрыто за телесной оболочкой, каковы вибрации души?Очень похоже на античную драму. Только там героями руководит безликая судьба,написанная им на роду, и если совершается там злодеяние, то ради целей великих. У Лескова Мценское злодейство - обыденная работа.Читаешь главу об убиении ФедиЛямина, которая словно списана с древней летописи, и сердце от жалости сжимает а у героев никаких душевных шевелений, никакой тоски.

Все наработано - одиндержит, другая душит. Лесковские персонажи, грешные его герои, никогда недостигнут смысла страдания, размягчающего душу. В их мире не остаетсяправедников. Все праведники умерли. Никого нет на целом свете, кроме колодникови конвойных. Мир грешных полон страшных видений и призраков.Человек, поЛескову, свой ад носит на себе, словно кожу. Ад этот тянет в глубину, на дно.Не случайно финал очерка представляет реку образ Леты - реки забвения , вкоторой Катерина Львовна как сильная щука на мягкоперую плотицу набрасываетсяна свою несчастную соперницу Сонетку, скрывается под водой и более непоказывается.

XX век насчитывает множествопопыток различных интерпретаций лесковских образов.Большинство их сводится ктому, чтобы представить Катерину или Сергея жертвами душных условий купеческогобыта, поменять местами палачей и жертв.Однако, царство божие на земле не стоит одной слезыребенка . Человеческая жизнь имеет абсолютную ценность, поэтому столь жеабсолютно злодейство, отнимающее ее. Оно, злодейство, имеет отрицательноезначение, и поэтому не принадлежит миру людей, но только находится в нем. Обэтом очерк и об этом характеры и образы главных персонажей очерка.