Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести "Очарованный странник"

Своеобразиеавторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова Очарованныйстранник Творчество Лескова трудносопоставить с произведениями русских писателей XIX века и это не потому, чтоего талант не так велик, как у признанных классиков литературы, а в силу того,что Лесков смотрит на жизнь под другим углом, пытается уловить в ней что-тосвое, иное, нежели его предшественники и современники.Л. А. Аннинский такговорит об этой особенности писателя Лесков смотрит на жизнь скакого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский ощущение такое, что онтрезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее - из нутра .Они с необъятной высоты видят в русском мужике неколебимо прочные основырусского эпоса - Лесков же видит живую шаткость этих опор он знает в душенарода что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает емувыстроить законченный и совершенный национальный эпос . Но может быть, и не вэтом цель художественного изображения? Своеобразие творческого подхода писателяв том, что он не пытается заковать образ в рамки той или иной традиции, онсмотрит на жизнь гораздо шире.Пожалуй, самым ярким примеромписательского видения мира выступает его повесть Очарованный странник . Судьбаего главного героя - Ивана Северьяныча Флягина - поистине необычна иисключительна. Он был рожден по молитвам родителей и поэтому предназначен длямонастыря.

На протяжении всей жизни он помнит об этом, во всем видябожественный промысел, и действительно, в конце повести читатель видит его монахом.Такое жизнеописание роднит повесть с житийной литературой.

Но геройпроизведения - вовсе не святой, и хотя с ним происходят настоящие чудеса, а самон ощущает в себе пророческий дар, он так же подвержен греху, как и все люди по вине Флягина погибает монах, он убивает татарского князя и сталкивает в водугорячо любимую им Грушеньку.

В монастырь он попадает потому, что ему детьсябыло некуда , и это - не последнее место его скитаний.Помимо борьбы с бесовскими искушениями , которые Лесков изображает в комическом ключе, ИванСеверьяныч жаждет сразиться с врагами отчизны и помереть за народ .Пестрота жизни,непредсказуемость поступков героя, крутые повороты сюжета, форма путешествиялесковской повести напоминают авантюрный роман.

Чем только не пришлосьзаниматься Флягину в жизни! Сначала он - простой крепостной, форейтор графа К.Потом - нянька в барском доме, затем он - пленник в татарской степи, помощниккнязя, отбирающий ему лошадей для покупки, солдат, актер в балагане, послушникв монастыре.Иван Северьяныч близок и ксказочному герою, которому не страшны никакие препятствия. На русского Иванушкуиз сказки он похож не только своим именем.

Граф, который обязан ему своейжизнью, предлагает Флягину любое вознаграждение за его смелый поступок, но Ивануничего не нужно, разве что гармонию Ну, ты взаправду дурак смеетсябарин и покупает ему то, что он просит.Флягин при своей наивности и простотевсегда выходит сухим из воды , он неуязвим для самой смерти и говорит о себе,что он всю жизнь погибал, но никак не мог погибнуть на краю пропасти оностанавливает лошадей, спасается от пуль горцев, одерживает верх в смертельномпоединке с татарином.

Лесков сравнивает своего героя и с былинным богатырем Он был в полном смысле богатырь, и при том типический, простодушный, добрыйрусский богатырь, напоминающий Илью Муромца .Многочисленные приключениягероя порой представляются чересчур экзотическими - история с цыганкой Грушей,татарский плен, и это сближает лесковское повествование с романтическойтрадицией. Но Флягин в своей жизни всегда руководствуется иными соображениями,нежели романтический герой.

Причины бегства в киргизскую степь объясняются нестремлением уйти от опостылевшего мира, а чисто прозаически скрыться от арестаза убийство татарина.Любовь к Груше также мотивируется чисто внешнимиобстоятельствами Флягин посещает магнетизера , и под его магнетическим воздействием в его сердце загорается страсть к цыганке.Эта неоднозначность исложность натуры героя проявляется и в том, что при всех своих заблуждениях, промахах и пороках, за которые он и сам себя готов зачислить в большиегрешники , он поступает по совести и всегда честен с собой.

Рассказывает онсвою судьбу с полной откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе неспособен . Жизнь преподносит ему нелегкие испытания и искушения, но внутреннеечутье, твердость духа, чувство собственного достоинства никогда не позволяютему забывать о совести.

Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые,и не продам говорит он. В таком глубоком подходе к человеку, его изображениине с необъятной, высоты , как сказал Аннинский, а именно из нутра и естьвеликое открытие Лескова.