Нравственные проблемы романа Лермонтова "Герой нашего времени"

Нравственныепроблемы романа Лермонтова Герой нашего времени Роман Герой нашего времени - первый в истории русской литературы реалистический роман с глубокимфилософским содержанием.В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман- это портрет не одного человека, а портрет, составленный из пороков всегонашего поколения в полном их развитии .Печорин жил в первые годыпосле разгрома декабрьского восстания. Это тяжелые для России годы. Лучшие людиказнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей.Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного трудаво имя грядущего торжества свободы, нужно было иметь благородное сердце, нужнобыло суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.Подавляющее большинствомыслящих людей 30-х годов составляли как раз те, кто не сумел или не успел ещеобрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядокжизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее еготоржество.

Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности,который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием лишнего человека .Печорин всецело принадлежитименно к этому типу. Перед нами молодой двадцатипятилетний человек, страдающийот своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос Зачем я жил, длякакой цели я родился? Печорин - не обычный представитель светскойаристократии. Он выделяется на фоне окружающих его людей своей незаурядностью.Он умеет критично подойти к любому событию, к любому человеку.

Он дает четкие иметкие характеристики людям.

Он быстро и верно понял Грушницкого, княжну Мери,доктора Вернера. Печорин смел, обладает большой выдержкой и силой воли. Онединственный бросается в избу, где с пистолетом сидит убийца Вулича, готовыйсразить первого, кто войдет к нему. Он не обнаруживает своего волнения, когдастоит под пистолетом Грушницкого.Печорин - офицер. Он служит,но не выслуживается.И когда он говорит Честолюбие у меня подавленообстоятельствами нетрудно понять, что он имеет в виду многие как разделали в те годы карьеру и обстоятельства отнюдь не препятствовали им в этом. У Печорина деятельная душа,требующая воли, движения.

Он предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищетзабвения в рискованных приключениях, перемене мест, но все это лишь попыткакак-то рассеяться, забыть об угнетающей его огромной пустоте.Его преследуетскука и сознание, что жить так вряд ли стоит труда .В Печорине ничто не выдаетприсутствия каких-либо общественных интересов. Дух скептицизма, неверия,отрицания, резко сказывающийся во всем внутреннем складе Печорина, в жестокойхолодности его беспощадных афоризмов, говорит сам за себя. И недаром он частоповторяет, что не способен к великим жертвам для блага человечества , что он привык сомневаться во всем .Главная пружина поступковПечорина - индивидуализм.

Он идет по жизни, ничем не жертвуя для других, дажедля тех, кого любит он любит тоже лишь для себя , для собственногоудовольствия.

Лермонтов раскрывает индивидуализм Печорина и рассматривает нетолько его психологию, а определенную мировоззренческую концепцию жизни.Печорин - подлинное порождение своего времени, времени поисков и сомнений. Оннаходится в постоянном раздвоении духа, печать постоянного самоанализа лежит накаждом его шаге. Во мне два человека один живет в полном смысле этого слова,другой мыслит и судит его говорит Печорин.Для Печорина не существуетобщественных идеалов.Какими нравственными принципами он руководствуется? Издвух друзей всегда один раб другого говорит он. Отсюда его неспособность кнастоящей дружбе и любви.

Он - эгоистичный и равнодушный человек, смотрящий настрадания и радости других только в отношении к себе . Творцом своей судьбы иединственным своим судьей Печорин считает только себя. Перед своей совестью онпостоянно отчитывается, свои поступки он анализирует, пытаясь проникнуть вистоки добра и зла .Историей жизни ПечоринаЛермонтов рассказывает о том, что путь индивидуализма противоречит природечеловека, ее запросам.

Подлинные радости и подлинную полноту жизни человекначинает обретать лишь там, где отношения между людьми строятся по законамдобра, благородства, справедливости, гуманизма.