Преступление и наказание Печорина

Преступлениеи наказание Печорина Роман Лермонтова Геройнашего времени был создан в 30-е годы XIX века и, как написал об этомпроизведении Белинский, стал грустной думой о нашем поколении. В этом романеавтор рассмотрел множество философских и нравственных проблем, которые занималиЛермонтова в его время и продолжают занимать нас в наш непростой век. Носителемвзглядов поэта является его герой - Печорин. Первая глава романа Бэла строится в строгом соответствии с канонами романтизма.Это значит, что главныйгерой противопоставлен окружающему миру. Он загадочен, непонятен остальнымперсонажам.

Он ищет неземной любви.Недостижимая для серой массы обывателейглубина и трагичность мироощущения героя дает ему право преступать обычныечеловеческие правила поведения.Этот романтический постулат оразличных нравственных нормах для героя и для обывателя стал одним из главныхвопросов русской литературы XIX века. Общественное сознание связало этупроблему с именем Наполеона - человека, обязанного своим головокружительнымвзлетом только самому себе, проповедовавшего странный для того временимировоззренческий принцип Для достижения цели все средства хороши .Лермонтова всегда волновал образ Наполеона.

В юности поэт преклонялся передним, воспевал его жизнь и оплакивал одинокую гибель. Со временем Лермонтовпришел к переоценке нравственных ценностей.В Герое нашего времени он ни разуне упоминает имени своего давнего кумира, но то, что мы называем наполеоновской темой , стало одной из центральных нравственно-философскихпроблем романа.В известной мере Бэла строится так, что читатель подготовлен к появлению романтического героя,нарушающего все условности, и ждет от Печорина именно бунта.

Печорин находитсяв центре повествования. Он - объект читательского интереса. И не толькочитательского. Например, Максим Максимыч не может без слез вспомнить онесчастной участи Бэлы, ведь он искренне полюбил эту девушку. Однако он прощаетПечорину ее гибель.Почему? Что прикажете делать? Есть люди, с которыминепременно надо соглашаться . То есть добрый, порядочный штабс-капитан судитсебя и себе подобных по одним законам, а Печорина - по другим, гораздо менеежестким.

И его слушатель - путешествующий офицер - с ним как будто согласен, имы - читатели - принимаем его систему двойной моральной нормы.Но ведь человек,отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих,теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Поэтомудвойственность нравственной морали по самой своей сути аморальна и преступна,она - основа любого преступления.В романе Преступление инаказание Достоевский зло высмеивал попытки социалистов объяснить все вчеловеке влиянием внешней среды.

У них одно объяснение негодовал Разумихин среда заела. Натура не берется в расчет И это справедливое обвинениеДостоевского. В самом деле, какая бы ни была среда, как бы сильно ни было еедурное влияние, человек несет ответственность за свои поступки.Человекотвечает за каждый свой шаг, это основа нравственности.

И эта основа утраченаПечориным в этом и заключается его преступление.Так, например, в Бэле Печорин ради обретения нового духовного опыта, не задумываясь, жертвует икнязем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой. В Тамани он позволил себе излюбопытства вмешаться в жизнь честных контрабандистов и заставляет их бежать,бросив дом, а заодно и слепого мальчика.В Княжне Мери Печоринвмешивается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем врывается вналадившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно.

Он пишет о своейтоске и о притягательности обладания душой другого человека, но ни разу незадумывается, откуда взялось его право на это обладание! Размышления Печорина в Фаталисте о вере и безверии относятся не только к трагедии одиночествасовременного человека в мире. Человек, утратив Бога, утратил главное -моральные ориентиры, твердую и определенную систему нравственных ценностей.Ведь идея Бога - не цель и не плетка для усмирения инстинктов, это идеядуховной потребности самого человека возвыситься над ними, победив их в себе.Это высшая идея духовного равенства - ибо каждый человек есть образ и подобиеБожие, вне зависимости от того. Наполеон он или, к примеру, титулярныйсоветник. И никакие эксперименты не дадут Печорину радости бытия.

Уверенностьможет дать только вера. А глубокая вера предков утрачена в век Печорина.Утратив веру в Бога, герой утратил и веру в себя - в этом его трагедия.Естьодин нравственный закон, истинный во все времена уважение к миру, к людямначинается с самоуважения.

Не с самовозвеличивания, а именно с самоуважения.Человек, унижающий других, не уважает себя. Его потребность унизить кого-тообъясняется именно тем, что, только торжествуя над слабым, он ощущает себясильным.Он вымещает на другом собственные обиды на мир. Ощущение внутреннейущербности, духовной неполноценности - вот что приносит отсутствиесамоуважения.Удивительно, что Печорин,понимая этот закон, в то же время не осознает его важности, не видит в немистоков своей трагедии.

Печорин размышляет следующим образом Зло порождаетзло первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого Получается, что весь мир, окружающий Печорина, построен на законе духовногорабства мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. Инесчастный, страдая, мечтает об одном - отомстить, унизить обидчика.Злопорождает зло не само по себе, но в мире без Бога, в обществе, где попранынравственные законы, где только угроза юридического наказания как-тоограничивает разгул вседозволенности. Я иногда себя презираю Нооттого ли я презираю и других? - так Печорин вплотную подходит к разгадкетайны своих мучений, но не принимает истину.

Человек, которому смешны наивные верования предков, отказывается от идеи Высшего суда.Печорин постоянно ощущаетсвою нравственную ущербность он говорит о двух половинах души, о том, чтолучшая часть души высохла, испарилась, умерла . Кокетничая с княжной Мери, онувлекается и произносит искренне странное признание Я сделался нравственнымкалекой - вот истинная трагедия и наказание Печорина.

Ощущая свою духовнуюнеполноценность, он не видит ее причин, обвиняет мир, людей и время в своемдуховном рабстве. И попадает в замкнутый круг. Свободу герой понимаетупрощенно, как свободу от брачных уз, свободу от дружеских привязанностей. Ибезумно дорожит ею, потому что истинной свободы - свободы духовной - он незнает, он духовно закрепощен.Герой ищет свободу, но ищет не там - в одиночестве,в бесконечных скитаниях, то есть находит лишь внешние признаки свободы.

А поисквнешней свободы заведомо безрезультатен, пока не обретена внутренняя, духовнаясвобода.Бездомность, неприкаянность Печорина и бессмысленная смерть где-то напути в Персию - вот тот духовный крах, полное фиаско, к которому приводитавтор своего героя, ибо не дано человеку права судить себя по иным законам,кроме общечеловеческих законов, ибо путь двойной нравственности и морали, путьвседозволенности бесплоден, это путь к духовному опустошению, духовнойсмерти.