рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа "Герой нашего времени"

Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа "Герой нашего времени" - раздел Литература, Связьидейной Проблематики Лирики Лермонтова И Его Романа Герой Нашеговремени...

Связьидейной проблематики лирики Лермонтова и его романа Герой нашеговремени По мнению Бердяева, философия- это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, чтофилософские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства.Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели - в романах ирассказах, поэты - в лирике и поэмах.Творчество Лермонтова в полной мереотражает его философское понимание жизни. Почти в каждом лирическомпроизведении Лермонтов поднимает тот или иной философский вопрос.

Уже в раннийпериод творчества поэта волнует проблема свободы. Представление поэта о свободеменялось в течение жизни. Так, первые стихотворения носят поэтическую окраску,свобода понимается в них как вольность, в духе декабристских традиций. Примеромможет служить стихотворение Новгород . Древнерусский город выступает здесь каксимвол демократического устройства России.Обращаясь к декабристам, авторпишет Есть бедный град, там видели народыВсе то, к чему теперь ваш дух летит.Другие ранние стихотворенияотразили романтическое представление поэта о свободе.

Так, в стихотворении Желание Лермонтов пишет Зачем я не птица, не ворон степной,Пролетевший сейчас надо мной,Зачем не могу в небесах я паритьИ одну лишь свободу любить В период более позднего творчествапоэт воспринимает свободу как освобождение от светского общества.Этомупосвящено стихотворение Как часто, пестрою толпою окружен . Автор говорит обездушии и лживости высшего света При диком шепоте затверженных речей,Мелькают образы бездушные людей,Приличьем стянутые маски Поэт стремится уйти от этихлюдей и мечтает перенестись в мир детства. Он вспоминает высокий барский дом , сад с разрушенной теплицей , тенистый пруд, тенистую аллею.

Интересно, что дляпоэта воображаемый мир более реален, чем окружающая действительность. Обществомелькает как будто бы сквозь сон , описание же мира детства близко к природнымначалам.Противоречие между мечтою и реальностью разрешается в пользу мечты.Она вызывает у автора прилив энергии, желание бросить им в глаза железныйстих . Таким образом, автор утверждает свою внутреннюю независимость от моралисветской жизни.

Интересно, что в романе Герой нашего времени , рассказывая ожизни общества, Лермонтов также сравнивает ее с театральным действием. Не случайнов речи Печорина, главного героя романа, мелькают слова из театральноголексикона сцена, действующие лица, роль, завязка, развязка.Печорин, как иавтор, стремится обрести свободу. Но все его попытки обречены на неудачу.

Делов том, что сама эпоха не создала почвы для полезной деятельности. Печорин ненаходит себе применения. Деятельная натура заставляет его искусственносоздавать условия для борьбы. Но своими действиями он приносит лишь страданияокружающим его людям. И Печорин вынужден признаться, что всю жизнь разыгрывалжалкую роль палача или предателя , так как не смог найти достойного применениясвоим силам.Понимая это, герой уже не стремится к борьбе, он постепенно теряетинтерес к жизни, становится равнодушным.

Проблему действия, а вернее, бездействияЛермонтов затрагивает и в стихотворении Дума . Поэт осуждает своихсовременников за то, что они не способны понять своего предназначенья и немогут найти свое место в жизни.Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее - иль пусто, иль темно,Меж тем под бременем познанья и сомненья,В бездействии состарится оно.Поэт говорит, что егосовременники не способны не только действовать, но и глубоко чувствовать И ненавидим мы, и любим мы случайно,Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,И царствует в душе какой-то холод тайный,Когда огонь кипит в крови.В этом стихотворенииЛермонтов поднимает еще одну важную проблему - познания.

Она затрагивается и вромане Герой нашего времени . Поэт говорит, что его современники осушили умнаукою бесплодной , то есть наукой, которая не может дать практическихрезультатов. Лермонтов отрицает бесплодную науку, считая такие знаниябесполезными.Печорина, как представителя поколения тридцатых годов, тожетяготит бремя познанья и сомненья . Он говорит Я стал читать, учиться -науки также надоели.

Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависятнисколько . Но герой не может уйти от таких размышлений и начинаетрефлексировать. В нем живут как бы два человека один действует, а другой судитего поступки. Самоанализ переходит у него в крайность, он делает из себяпостоянный объект для наблюдений, и это мешает ему ощущать полноту жизни.Геройглубоко разочарован в своей судьбе, ведь ни его знания, ни его силынеобъятные не находят применения, и возникает вопрос есть ли вообще смыслдействовать и бороться, не лучше ли смириться и вести спокойный образ жизни,предоставив судьбе решение своей участи. В то время философия фатализма былашироко распространена в России, что явилось реакцией на разгром декабристского движения.Отношение Лермонтова к этой проблеме наиболее ярко отразилось в главе, котораятак и называется - Фаталист .В этой главе автор приводитпример, который, казалось бы, полностью подтверждает эту теорию.

Но лишь однойфразой, выражающей сомнение, Лермонтов убеждает нас в обратном И если точноесть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Главный геройромана разрешает проблему свободы воли двояко.

С одной стороны, он признаетсуществование судьбы и ее неизбежность, но, с другой, оставляет за собой правовыбора своей судьбы.Это подтверждает его запись в дневнике Я часто, пробегаямысленно прошедшее, спрашиваю себя отчего я не хотел ступить на этот путь,открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное . Нет,я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палуберазбойничьего брига.

Он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, какни свети ему мирное солнце И всматривается в туманную даль не мелькнет ли итам желанный парус .Парус является для Лермонтовасимволом мятежности, вызова судьбе, которая обрекает героя на одиночество.Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал.

Одинок и сам Лермонтов,бросивший вызов судьбе своим творчеством.Уже в раннем стихотворении Парус поэт говорит о своем одиночестве, сравнивая свою жизнь в светском обществе содиноким парусом в бушующем море. Но мятежный дух его ищет этой бури, ему ненужен покой, он вечный странник в поисках действия Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой,А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!Мотив странничествахарактерен для многих произведений Лермонтова.

В романе одиноким странникомвыступает и сам автор, и его герой. Печорин, как и парус Лермонтова,путешествует без цели, сам не сознавая того, он счастия не ищет и не отсчастия бежит . Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натуране найдет себе применения. Его жизнь - ровный путь без цели, за которымпоследует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искатьэтой смерти.Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всемупоколению . Печорин говорит о своей судьбе Я был готов любить весь мир, -меня никто не любил, я выучился ненавидеть . Сама жизнь убила в нем любовь,стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианскихдобродетелей, ни нравственных устоев общества.

Он говорит Я люблю врагов,только не по-христиански . Однако он не предлагает ничего взамен существующейморали.Эту важную философскую проблему добра и зла Лермонтов поднимает и встихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии.

Поэт, по мнению Лермонтова,обладает как добрым, так и злым началом. Об этом он прямо говорит встихотворении Мое грядущее в тумане К чему творец меня готовил,Добра и зла он дал мне чашу,Сказав я жизнь твою украшу,Ты будешь славен меж людей!Лермонтов считал, что в еговремя поэзия должна была быть прежде всего оружием и доброе начало должноуступить место злому, восславившему пороки общества, во имя конечной цели -добра С святыней зло во мне боролось,Я удушил святыни голос,Из сердца слезы выжал я.К этой же мысли онвозвращается в стихотворении Поэт , сравнивая поэзию с грозным оружием -кинжалом, не знающим пощады, карающим во имя высокой цели. И во вступлении кроману Лермонтов вновь проповедует идею зла ради добра Довольно людей кормилисластями нужны горькие лекарства, едкие истины . В своих произведенияхЛермонтов поднимает не абстрактные проблемы, а те, что отразили поиски прогрессивнойинтеллигенции тридцатых годов девятнадцатого века, которые волновали умы целогопоколения России и до сих пор не утратили своего значения.

– Конец работы –

Используемые теги: связь, идейной, проблематики, лирики, Лермонтова, Романа, герой, наш, времени0.114

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа "Герой нашего времени"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени"
В чем суть завещания будущему такого поэта, как Лермонтов? Прежде всего, в том, что его творчество служило передовым идеям своего времени, добру,… Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в… Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал “ поэзией страдающей совести”. Совесть поэта чутко…

Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени"
В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Время написания романа пришлось на период реакции,… Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен… Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным.Они оба устали от пустоты светской жизни.

Неужели зло так привлекательно? (по роману Лермонтова "Герой нашего времени")
Но добро и зло это очень спорныепонятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались разрешитьзагадку добра и зла.Антон Шандор ЛаВей… Он хотел сказать, что зло в людском понимании это необязательно что-либо… У каждого человеческого сообщества, а быть может и у каждогочеловеческого индивидуума, эти понятия могут сильно…

Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова. Нравственно психологический роман (его особенности)
Лермонтов ведет читателя отпоступков Печерина в первых трех повестях к их мативам в 4 и 5 повестях , тоесть от загадки кразгадке. При этом мы… В первых трех повестях Бэла , Максим Максимыч , Тамань представленны лишь… Вовсе нетак однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубокострадающий человек. В Княжне Мери…

Нравственные проблемы романа Лермонтова "Герой нашего времени"
Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности,который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием лишнего… Он дает четкие иметкие характеристики людям. Он быстро и верно понял Грушницкого, княжну Мери,доктора Вернера. Печорин смел, обладает большой выдержкой и силой…

Система образов в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Как всякое подлинное классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью,… Одна из самых старейших исследователей Лермонтова Э.Г.Герштейн, подводя итог… Явившись закономерным итогом русского и мирового литературного движения на определенном этапе «Герой нашего времени»,…

Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Наша диссертация посвящена выявлению художественного подтекста как средства раскрытия характеров героев в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” в… Наша диссертация является первым исследованием, направленным на выявление… Диссертация ставит целью выявление художественного подтекста в романе “Герой нашего времени”. Целью также является…

История изучения романа Лермонтова "Герой нашего времени"
И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет… Все это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем -… До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об этом небольшом произведении.Не решены однозначно вопросы Положительное…

Роман “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова. Что скрыто в образе Печорина?
Лермонтов хотел как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к довольно необычному способу построения романа. Он подчркивал,… Если задуматься, начинаться роман должен с повести Тамань, ведь именно там… За участие в дуэли его высылают в крепость, где молодой человек встречается с Максимом Максимычем. Оттуда прапорщик на…

Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Встречаются оба героя как старые приятели.Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он… Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между… Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. …

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • О начитанности Печорина по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" И этот герой воплощен в образе Григория Александовича Печорина, русского офицера середины 19 века. Печорин – это человек сильной воли, отважный,… И хотя путь, который он избрал, не принес нему счастье, он все же остается… Истина осталась для него нераскрытой. Но в своем рационализме и стремлении к истине «герой нашего времени» проявляет…
  • История изучения романа Лермонтова "Герой нашего времени" И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет… Все это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем -… До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об этом небольшом произведении.Не решены однозначно вопросы: «…
  • Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман Лермонтов ведетчитателя от поступков Печерина в первых трех повестях к их мотивам в 4 и 5 повестях , то есть от загадки кразгадке. При этом мы… Лермонтов демонстрирует примеры печеринскогоравнодушия, жестокости к… Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременносовестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В Княжне Мери…
  • Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" О женских образах девятнадцатого столетия принято говорить пленительные . И это правда. Женщина - источник радости, силы ивдохновения. Лермонтов… Печорин, увидевее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то… Совсем другой выглядит княжна Мери. Оней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано водяноеобщество …
  • История изучения романа Лермонтова "Герой нашего времени" И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет… Все это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем -… До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об этом небольшом произведении.Не решены однозначно вопросы Положительное…