Изображение города в драме Островского "Гроза"

Изображениегорода в драме Островского Гроза В классической драматургии,несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципыпостроения любого произведения определяются единством трех условий, а именно времени, места и действия. Что касается времени - оно занимает двенадцать днейдраматургической жизни героев.Место, где происходят основные события драмы Гроза , Островский определил достаточно точно - некий город Калинов, впространстве которого буквально развертываются трагические хитросплетениясюжета пьесы.

Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе,происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный,городской характер. Чтобы убедиться в неслучайности авторского замысла, стоитвнимательнее присмотреться к ремаркам пьесы, прислушаться к ее героям.Итак, российская провинция. Волга. Лето. Город, где все рядятся в русские одежды и живут страннымиобычаями.В общественном саду на берегу реки сидит местныйизобретатель-самоучка Ку-лигин и от полноты чувств, видимо, поет, любуясьзаречными сельскими видами, райскими красотами, и от вида их радуется его душа.Так начинается драма.

Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница междучудом заволжской природы и городом, местом, где сосредоточено зло и несчастье.Недаром тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивныекрасоты и дали, которые наблюдает ее измученная бытом и злонравием родных душа.А вот что говорит прогородскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин жестокие нравы в нашемгороде, сударь, жестокие . Слово жестокие он употребляет дважды.

Видно, и самнемало натерпелся уже и почти смирился. Действительно, что-тострашное и недоброе постоянно совершается здесь.Недаром Островский дает прямоеуказание, может быть слишком прямое, на то, чем город является на самом деле. Вдекорации четвертого действия мы видим сводчатую галерею старинной, начинающейразрушаться постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги.Откуда взялась сия классическая руина в захудалом городишке, не ясно, пожалуй,и самому автору. Однако она ему чрезвычайно необходима.Из разговоров горожан ясно,что стены постройки расписаны.

Что же это за роспись? Это геенна огненная! -восклицает один из горожан. И вот здесь, в этой огненной геенне , собираютсяжители города, а вместе с ними и герои драмы, пытаясь укрыться от грозы.Издесь у росписей адских мук достигают своего накала страсти, и Катеринаопускается на колени перед фреской, чтобы замолить свои грехи, и в ужасевскакивает, разглядев зловещие росписи Словно весь город прячетсяздесь, молится и боится, словно все они собрались в одном месте, и трагическаяфигура Катерины в центре, и блаженный Кулигин, пророчествующий о благодатигрозы.

Это - кульминация. Это - четкое определение нравственной географиипространства драмы. Это царство несвободы, судьбы, о которой беспрестаннохлопочут и твердят герои драмы. Свобода, покой, любовь - там,за Волгой.Недаром ночами уходят туда влюбленные Кудряш и Варвара.

Недаром всяистинная, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда засыпаюттяжелым сном все эти Кабановы, Дикие, Феклуши.Удивляется Борис Точно сонкакой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись . Но чему удивляться вэтом перевернутом месте, так напоминающем Дантов Ад . Однако наступает день -и все простое, разумное, естественное погружается в небытие.Теперь стоит сказатьнесколько слов о местном климате, который представляет собой явление необычное,если не сказать странное.

Во всяком случае, за время действия драмы происходиттри грозы.Невозмутимый же Кулигин доводит до нашего сведения, что здесь бывалитакже северные сияния, которыми следовало любоваться, и кометы, которымследовало радоваться как обновке на небе . Сообщив все это и без тогоошеломленным калиновцам, он уводит своего приятеля Бориса из расписанныхфресками руин в грозу и в громы, и тот уходит за ним со словами Здесьстрашнее! Катерина бросается с обрыва вВолгу. Происходит это в том самом месте, где любит сидеть Кулигин и любоватьсясельскими видами.

Она как бы растворяется в пейзаже Заволжья, там, где любовь исвобода. Об этом прозревает Тихон Кабанов. Вот они, последние ключевые словадрамы Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!.