Особенности конфликта в пьесе Островского "Гроза"

Особенностиконфликта в пьесе А.Н. Островского Гроза Конфликт - это столкновениедвух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях.В пьесе Островского Гроза несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпохусоциологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важныйв пьесе.Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протестанародных масс против сковывающих условий темного царства и восприниматьгибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следуетопределить жанр пьесы как социально-бытовую драму.

Драма - это произведение, вкотором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизньоказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил.В пьесе также присутствуетконфликт поколений между Катериной и Кабанихой новое всегда наступает на пяткистарому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем этоможет показаться на первый взгляд.Ведь Катерина прежде всего борется сама ссобой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой.Поэтому пьесу Гроза можно определить как трагедию. Трагедия - произведение, вкотором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя исверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя.Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию хор заменяют некоторыевнесюжетные герои, развязка заканчивается гибелью главного героя, как и вантичной трагедии кроме бессмертного Прометея .Гибель Катерины - эторезультат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как быразличаются временем, в которое они живут.

Например Кулигин - это человекXVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще вантичности, или перпетуум мобиле, что является отличительной чертойсредневековья, или громоотвод.

Он сам доходит умом до того, что давно ужеизобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина - этотоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века,образованный человек.

Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о еедетстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевскихотношений. В этом мире царей только всепроникающая взаимная любовь, человек неотделяет себя от общества.Катерина была воспитана так, что не могла отказатьсяот моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть.

Катеринаоказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старшеКабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского укладав Калинове.Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все какположено ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, ией все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость.Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, ипатриархальный уклад внутри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многомВарвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание.

БезВарвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к молодежи городаКалинова, которая сформировалась на переломе патриархальных отношений.Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оночуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин.Но Тихон неподтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот моментпроисходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимаетформу чувства любви.

Это чувство для Катерины - страшный грех. Если бы онапродолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже еслибы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла оБорисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить ипритворяться, как Кабаниха.Главная героиня пьесы, нравственная, с высокиминравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни.

Она не смогла житьдальше, нарушив один раз законы Домостроя . То чувство, которое зародилось вКатерине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным,совершает еще больший грех - самоубийство.Пьеса Гроза - это трагедия главной героини, в которойнемаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.