рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе Островского "Гроза"

Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе Островского "Гроза" - раздел Литература, Авторскаяпозиция И Средства Ее Выражения В Пьесе А.н. Островского Гроза В Пь...

Авторскаяпозиция и средства ее выражения в пьесе А.Н. Островского Гроза В пьесе Островского Гроза поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах,смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, новыразить свою позицию ему очень трудно - авторская позиция раскрывается времарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны.Остается одинвариант - авторская позиция представляется через определенного героя, черезкомпозицию, символику и т. д.Очень символичны в пьесеимена.

Говорящие имена, употребляемые в Грозе это отголосокклассицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIXвека.Имя Кабановой живо рисует намгрузную, тяжелого характера женщину, а прозвище Кабаниха дополняет этунеприятную картину.Дикого автор характеризуеткак дикого, безудержного человека.Имя Кулигина многозначно. Содной стороны, оно созвучно с Кулибиным - механиком-самоучкой. С другой - кулига - это болото.Существует поговорка Всяк кулик свое болото хвалит .Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кули-гиным Волги. Егоимя относит его к болоту города Калинова, он естественный обитатель города,город его породил.

Важны женские греческиеимена. Катерина обозначает чистая , и действительно, всю пьесу ее мучаетпроблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара - варварка - она неуглубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своейгреховностью.Она верит, что каждый грех можно искупить.Именно по этому принципуразделяются все персонажи Грозы . Те, кто верит в христианское искуплениегрехов, возможности после совершения греха через страдания и или дары откупиться от него. Это Дикой он рассказывает про то, как просил на коленяхпрощения у простолюдина , Варвара, Тихон он кутит и развлекается, когда емуудается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается . Их философияпозволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир -они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу.На другой стороне - закоснелаяблюстительница выродившихся законов Домостроя Кабаниха.

Кулигин, Катеринанаходятся на распутье, как и вся Россия.

Душа ее очень верующая, но как-то непохристиански - она не верит в прощение. Она живет по Домострою и считает этужизнь единственно верной.В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и,когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода,ее сердце вступает в раздор с ее душой. Это является одним из основныхконфликтов пьесы - духовным, по мнению Ю. М. Лотмана.Вторым конфликтом являетсясоциальный конфликт - взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины вкупеческой семье.Долгое время в критическойлитературе рассматривался либо один, либо другой конфликт.

Но автор придалпроизведению более глубокий смысл - это народная трагедия.Добролюбов назвал Катерину лучом света в темном царстве , но позднее, через несколько лет сам Островскийдал таким людям название - горячее сердце . Действительно, это конфликт горячего сердца с окружающей ледяной средой.

И гроза как физическое явлениепытается растопить этот лед.Другое значение, вложенноеавтором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовыпринять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но авторвкладывает свои слова в уста Кулигина. Судия милосерднее вас говорит он.Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу.И этот конецвыражает надежду.Мотив подъема проходит черезвсю пьесу, опираясь на слова Катерины о полете, на пейзаж.

Автору удалосьпередать пейзаж ограниченными средствами вид на просторы Заволжья,открывающийся с обрыва, создает ощущение, что Калинов - не единственное место,пригодное для человека, как думают калиновцы. Но для Катерины это город гроз истрашных огненных геенн, это город-возмездие. Стоит покинуть город, и тыоказываешься в новом, едином с Богом и природой мире - на Волге, величайшейреке России.Но на Волгу можно пройти ночью, когда не видно ни своих, ни чужихгрехов, ни глубины падения, из которой невозможно подняться.

Другой путь ксвободе - через обрыв, через смерть. Островский сознает, что болото, кулига -город Калинов - затягивает и не отпускает. В ремарках, то есть в начале пьесы,Борис назван единственным человеком в европейском костюме.И имя у него - Борис- борец . Но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом,не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый Диким. Если вначале он говорил, чтоживет в Калино-ве лишь из-за наследства, оставленного бабушкой, то теперь,когда он прекрасно понимает, что денег ему не дадут, остается здесь.

Егопоглотила эта среда.Мир Калинова, по мнениюКабанихи это последний оплот истинной веры, а она - последний ее носитель.Она искренне верит в рассказы странницы Феклуши, что Москва погрязла в грехах,дьявол разгуливает по улицам, а горожане запрягли огненного змея. Даже в то,что время там идет быстрее.Это. вполне закономерно - перед концом света а вМоскве начинается именно конец света время изменяется.

Но изменяется оно и вКалинове.Кули-гин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и более раннейкультуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть время по ним.Все время в КалиновеОстровский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных,живущих по Домострою , а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять иразвлекаться, а старшие закрывают на это глаза.Авторская позиция выражаетсячастично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействияКатерины и Кабанихи.Авторская позиция выражена вкомпозиции.

Композиция Грозы вполне стандартна. Основное действие предваряеткраткая предыстория, и единственным отступлением от развития сюжета являютсямечты Катерины о полете и рассказ ее о детстве. Когда Катерина рассказывает освоем доме, она описывает идеал христианской староустройной семьи, но в нем уженамечаются изменения не могло быть столько свободы у девушки.И именно этоизначальное несоответствие с канонами приведет к духовному и социальномуконфликту.

Всю жизнь Катерина мечтала летать, как ангел. Это греховное желание,конечно, привлекает своей художественностью и дает нам понятие о глубокой,мечтательной душе Катерины, но уподобиться Богу и даже ангелам на земле нельзя.Именно желание полета столкнет Катерину в пропасть.Особенностью композицииявляются два возможных варианта кульминации и развязки.Если считать, чтокульминация происходит, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкойстанет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своихпроявлениях женщины.

Но раскаяние происходит не в самом конце. Тогда что жетакое гибель Катерины? Существует другой вариант - духовный, духовная борьбаКатерины связывается кульминацией во время ее покаяния и развязкой - гибелью.В связи с этим вопросомвозникает проблема определения жанра пьесы.Сам Островский назвал ее драмой,потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедиейисторию простой купчихи было бы немыслимо. По определению, трагедия - этовнутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели.

Этоопределение подходит ко второму варианту композиции. Если социальный конфликт,то это драма.Столь же неоднозначен вопросо смысле названия.Гроза разражается на двух уровнях - внешнем и внутреннем.Все действие происходит подзвуки раскатов грома, и каждый из героев характеризуется через отношение кгрозе Кабаниха говорит, что надо быть готовой к смерти, Дикой - что невозможнои грешно противостоять молнии, Кулигин несет с собой запоздалый безбожныйпроцесс механизации и предлагает спасаться от грозы а Катерина безумно еебоится, что показывает ее духовное смятение .Внутренняя, никому не видимаягроза происходит в душе Катерины.В то время как гроза внешняяприносит облегчение и очищение, гроза в Катерине вводит ее в страшный грех -самоубийство.

Именно раскаты грома убивают Катерину, очищая застывший мир отначинающего отделяться элемента.Авторская позиция выражаетсячастично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействияКатерины и Кабанихи.Авторская позиция в пьесе Гроза выражена явно, в нейостается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодарякоторому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды итрадиции, не права, так же как не права и Катерина.

Но у Катерины есть выбор, иона еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ,олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.

– Конец работы –

Используемые теги: Авторская, позиция, средства, выражения, пьесе, Островского, Гроза0.101

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе Островского "Гроза"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и… Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным.… Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.Но…

Форма выражения авторской позиции в творчестве Михаила Зощенко
Зощенко не использует в своих рассказах принцип прямой авторской оценки, а предпочитает подать маску точного обывателя. Получается так, что о… Зощеновский рассказчик является, как правило, отрицательным героем, который… И чем дальше рассказчик описывает самого Васю Растопыркина, и то что с ним произошло, чем больше защищает его, там вс…

Проблема покаяния в пьесе Островского "Гроза"
Здесьвозникает одна из важнейших проблем человека в целом и Грозы в частности.Покаяние как проблемапоявилось очень давно. Тогда, когда человек… Апогеем этих отношений становится человеческоежертвоприношение. В противовес… В блаженные места можно было попастьза праведное поведение, то есть соблюдение норм, а грешники попадают туда,…

Форма выражения авторской позиции М. Зощенко
Получается так, что о каком-то случае рассказывает не сам автор, а другой человек из той среды обывания. Как представитель того мира, он привносит в… Зощенко нигде открыто не ругает своего рассказчика, он даже относиться к нему,… Хотя ирония, с которой автор пишет, заставляет усомниться в правомерности негодования рассказчика. "Конечно, слов…

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"
Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной… Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении…

Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте
Специфика публицистического стиля определяется единством двух противонаправленных тенденций – к стандартности и к экспрессивности. «Тенденция к… Что значит понятие «авторская позиция» применительно к журналистике? Насколько… Поскольку в последнее время появляется много мнений по поводу, есть ли «объективная журналистика», чьи убеждения…

Лексические средства выражения авторского "Я" на примере творчества Екатерины Марсовой
Новизна данного исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество существующей по данной теме литературы, лексические средства… Вопросы структуры авторского произведения рассмотрел В. В. Виноградов в… Ю. Н. Караулов в книге «Русский язык и языковая личность» рассмотрел читательскую и авторскую категории, разработал…

Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте (на материале красноярской прессы в период 1996-1998гг.)
Специфика публицистического стиля определяется единством двух противонаправленных тенденций – к стандартности и к экспрессивности. “Тенденция к… Что значит понятие “авторская позиция” применительно к журналистике? Насколько… Поскольку в последнее время появляется много мнений по поводу, есть ли “объективная журналистика”, чьи убеждения…

Роль ремарок в пьесе Островского "Гроза"
У Грибоедова это в основном описаниедействий, а у Чехова они несут и очень большую смысловую нагрузку.ПьесыОстровского предназначались и для чтения,… Отсутствуют ремарки,описывающие дом Кабановых. С одной стороны, это значит, что дом Кабановых такойже, как и многие другие, то есть подчеркивается типичность семьи.

Авторские ремарки в пьесе Островского "Лес"
Например, Милонов одет изысканно, в розовом галстуке . Этот розовый галстук уже показывает, чтоМилонов весь какой-то очень гладкий, напомаженный и… Но в действительности Гурмыжскаяк Аксюше равнодушна. Она не ненавидит свою… Емубезразлично, что говорят и думают другие - это не влияет на его убеждения. Этусклонность, точнее, черту характера…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза") Когда читаешь Грозу , невольно ждешь появления главной героини. Первое знакомствос Катериной как-то сразу говорит нам, что автор на стороне этой… ЖилаКатерина в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка,… Вводя впьесу несколько раз образ птицы, автор показывает, что он любит свою героиню,тоскует вместе с ней в неволе.…
  • Моё мнение по поводу критической полемики о пьесе А.Н.Островского "Гроза" Сточки зрения критика, характер Катерины составляет шаг впер д во всей русскойлитературе того времени. В образе Катерины является решительный,… Катерина гуляла, молилась,вышивала. Вообще она была воспитана в условиях… Под тяж лой рукой свекрови нет простора е светлым мечтам. Поначалуиз-за врожденного благородства и доброты Катерина…
  • Душевная драма Катерины по пьесе Островского "Гроза" Душа, а что это такое? Душа она внутри иглубоко, и есть в каждом человеке. Она красива и нежна у Катерины молодой. Катерина отличается по складу… Катерина сама говорит Да здесь вс , какбудто, из-под неволи В отличие от… Продолжая о снах, она говорит А то, будто ялетаю, так и летаю по воздуху . Выданная рано замуж, она пытается ужиться…
  • Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница", "Снегурочка" По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей впокаянии, сама себя покарала.Причем самоубийство для верующего человека- грехеще… Герой трагедии всегда нарушитель некоторогопорядка, закона. Хотя он… Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной еегибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской…
  • Форма выражения авторской позиции в творчестве Михаила Зощенко Зощенко не использует в своих рассказах принцип прямой авторской оценки, а предпочитает подать маску точного обывателя. Получается так, что о… Зощеновский рассказчик является, как правило, отрицательным героем, который… И чем дальше рассказчик описывает самого Васю Растопыркина, и то что с ним произошло, чем больше защищает его, там вс…