Пейзаж в лирике А.С.Пушкина

ПЕЙЗАЖ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНАБольшое место втворчестве Пушкина занимает пейзажная ли рика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялсявместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разномуизображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функцияпейзажа в лирических произведениях поэта.В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных жанрах ина правлениях. В это время лирика Пушкина еще во многом подража тельна.Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода.Например, в Воспоминаниях в Царском Селе Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясьна традициях средневекового балладного изображения природы.

В первой частистихотворения Деревня Пушкин, подражая античным авторам, создает идилли ческийпейзаж. Находясь вюжной ссылке, Пушкин посвятил немало стихо творных строк описанию южнойприроды.Пока это только крым ский морской пейзаж, позже, побывав на Кавказе,Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы.Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом.Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни откого не зависящей стихией.

Боль ше всего он любил морскую бурю, в которой виделромантический бунт Взыграйте, ветры, взройте воды,Разрушьте гибельный оплот.Где ты, гроза символ свободы?Промчись поверх невольных вод.Встихотворении Узник тоже есть романтический пейзаж Мы вольные птицы пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края,Туда, где гуляет лишь ветер да я!Это стихотворение символично, в нем присутствуют всероман тические символы свободы гора, море, орел, ветер.

Темница симво лизируетземное существование человека, томящегося по романти ческому идеалу.Лирический герой романтических стихотворений Пушкинане смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным Ты ждал, ты звал я был окован, Вотще рвалась душа моя,Могучей страстью очарован,У берегов остался я.Поэтому Пушкин прощается с романтическим пейзажем и совсем романтизмом в послании К морю .В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания ли рическогогероя следуют за южным пейзажем.

В любовной жизни На холмах Грузии описание ночной мглы , с которого начи нается стихотворение,противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Романтическая любовь, таинст венная страсть в стихотворениях Пушкина можетизображаться только в сочетании с южной экзотической природой.В стихотворе нии Ненастный день потух унылая северная природа противо поставляется яркомуюжному пейзажу, при воспоминании о кото ром лирический герой сразу жевспоминает и свою страстную лю бовь.После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдаетсяпово рот к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалис тическимописанием русской природы.

Русский пейзаж в стихотво рениях Пушкина можноразделить на осенний и зимний зим ний на ночной и утренний осенний наромантически припод нятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.В стихотворении Румяный критик мой некрасивый,сни женный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина, его отказ отромантизма и утверждение реализма в творчестве.

В Осени , наоборот, мы видимторжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкинупоказать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы.Пушкин так описывает свою странную любовь к осени Мне нравится она,Как, вероятно, вам чахоточная деваПорою нравится.На смерть осуждена,Бедняжка клонится без ропота, без гневаИграет на лице еще багровый цвет, Она жива еще сегодня, завтра нет.Пушкин воспринимаетосень как смерть, но поэт говорит, что смерть тоже может быть красивой.

Сосмертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, ивместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует приливсил, его душа просыпается, и он начинает творить И забываю мир и в сладкой тишинеЯ сладко усыплен моим воображеньем,И пробуждается поэзия во мне Стихотворения с зимнимутренним пейзажем всегда оптимисти ческие, жизнеутверждающие лирический геройэтих стихотворе ний восхищается красотой природы и радуется жизни Под голубыми небесамиВеликолепными коврами Ночной зимний пейзаж встихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою лунаОсвещает снег летучий.В стихотворении Бесы пейзаж символичен дорога этожизненный путь человека, буря жизненная буря, бесы чело веческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.Символический пейзаж мы встречаем и в такихстихотворениях Пушкина, как Анчар и Пророк . Анчар это символ зла в мире,а пустыня в Пророке символизирует духовную пустыню, духовное перепутьечеловека.В последние годы жизни Пушкин пишет все большестихотворе ний на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях стано витсятоже философским, теперь он напрямую связан с философ скими размышлениямилирического героя.

Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем Брожу ли я и Вновь я посетил .В стихотворении Брожу ли я мы видим философскийкон фликт между вечной природой и смертным человеком.

Лирический геройразмышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни,о смерти.

Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна всвоей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек невечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природаравнодушна, у ней нет души, она безлика, а каждый человек это неповторимаяиндивидуальность.

Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать,как смириться с ес тественным ходом природы И пусть у гробового входаМладая будет жизнь играть,И равнодушная природаКрасою вечною сиять.Пушкин решает этот философский конфликт между природойи человеком в стихотворении Вновь я посетил . Спасение челове ка от забытьясмерти Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить этумысль.В стихотворении Я памятник себе воздвиг Пушкинговорит о другом способе жить вечно Нет, весь я не умру душа в заветной лиреМой прах переживет и тленья убежит И славен буду я, доколь в подлунном миреЖить будет хоть один пиит. Таким образом, пейзаж влирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связанынепосредственно с периодами творчества поэта.

В стихотворениях лицейского перио да,подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании разных типовпейзажа идиллического, оссианического В период увлечения поэтомромантическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже романтическим,он часто сочетает ся с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Ми хайловскийпериод Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм всвоем творчестве.

В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую ифилософскую функ ции, помогая поэту в выражении особой философской позиции.