Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина

ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА.А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанномувойной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему люди десятых двадцатых годов ощущали себя участни ками и деятелями Истории сбольшой буквы , жили для будущей славы, а заобразец брали славу прошлую увековеченную в кни гах по древнегреческой идревнеримской истории их настольных книгах.Примеряя тоги замечательных людейпрошлого, это поко ление мечтало о преобразовании России и томилось отвынужденно го бездействия.Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, Аздесь он офицер гусарский, писалПушкин о Чаадаеве, сравнивая его со знаменитыми афин ским демократом и римскимреспубликанцем.

Такими сравнения ми те, кого потом назовут декабристами,задавали своим делам и словам исторический масштаб.При этом особые надежды возлагались на Пушкина какна самого талантливого поэта поколения, призванного стать рупо ром , провозвестником свободолюбивых идей. Талант его мыс лился средством политической пропаганды, другие темы объяв лялись мелкими и недостойными.

Любовь ли петь, где брызжет кровь , обращался к нему В. Ф. Раевский иззаключения.Вели кий дар должен быть достоин великой цели, ради этой целидолжно отказаться от легкой поэзии, от частных тем любви, раз гульнойдружбы и меланхолического уединения. Оправдывает ли поэт эти надежды? И да, инет.Да, потому что никто лучше Пушкина не выразиласкетическо го идеала декабристов, никто с такой силой не призвал к отказу от малого ради великого . Вольнолюбивые стихотворения Пушки на 1817 1820 посути стали программой и манифестом декаб ристской этики.

Нет, потому что муза Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызываяупреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли Протеем древнегреческое божество, постоянно меняющее облик он был изменчив и восприимчив, свободно принимаяразличные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь насамоограничение и односторонность.

Таким образом, свободолюби вая лирикаПушкина следует двум различным идеям свободы идее самоограничения во имя гражданскойсвободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения.На первом этапе своего творчества Пушкин присягает наверность общественному идеалу жертвенного служения.В оде Вольность 1817 он отказывается от любви Афродиты Цитеры слабой цари цы и посвященных ей венка с изнеженной лирой Беги, сокройся от очей,Цитеры слабая царица!Где ты, где ты, гроза царей, Свободы смелая певица? Приди, сорви с меня венок,Разбей изнеженную лиру Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок.В стихотворении Деревня 1819 , развернувидиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этихудовольст вий Но мысль ужасная здесь душу омрачает Среди цветущих нив и горДруг человечества печально замечаетВезде невежества убийственный позор.Поэтический жар , обращенный на красоты природы иуеди ненные размышления , назван бесплодным О, если б голос мой умел сердца тревожить!Почто в груди моей горит бесплодный жар,И не дан мне судьбой витийства грозныйдар?В послании К Чаадаеву 1818 все тот же отказ на этот раз от всего круга частных поэтических тем, от всего лич ного и тихого Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляетего в чувство гражданское Мы ждем с томленьем упованьяМинуты вольности святой,Как ждет любовник молодойМинуту первого свиданья.В 1823 году этот общественный идеал претерпеваеткризис, а с 1824 года теряет былую силу. Кризис выразился в стихотворе нии Свободы сеятель пустынный Паситесь, мирные народы!Вас не разбудит чести клич.К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.Если чести клич не может разбудить народы, тогда кчему он? Надежда поэта на тронах поразить порок не только несбыточ на, но ивредна, так как уводит от собственно поэтических целей.

Что же способствует поэтическомувдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы надо вернуться к этимтемам, веч ным и неотменимым. В таком духе поэт переиначивает концовку посланияк Чаадаеву 1818 года через шесть лет, в стихотворении Чаадаеву Чаадаев, помнишь ли былое?Давно ль с восторгом молодымЯ мыслил имя роковоеПридать развалинам иным?Но в сердце, бурями смиренном,Теперь и лень, и тишина.И в умиленьи вдохновенном,На камне, дружбой освященном, Пишу я наши имена.После перелома 1823 1824годов вольнолюбивая тема из граж данской лирики уходит в стихотворения о поэтеи поэзии, приобре тя характер поэтического манифеста.

Поэт должен быть свободен и от властей , и от народа Иная,лучшая потребна мне свобода Зависеть отвластей, зависеть от народа Не все линам равно? Бог с ними. Никому Отчета недавать, себе лишь самомуСлужить иугождать для власти, для ливреиНе гнуть нисовести, ни помыслов, ни шеи По прихотисвоей скитаться тут и там,Дивясьбожественным природы красотам, И предсозданьями искусств и вдохновенья Трепещарадостно в восторгах умиленья.

Вотсчастье! Вот права Из Пиндемонти , 1836 Поэт царь и должен жить один , он сам свойвысший суд Поэт! не дорожи любовию народной , 1830 . Всякие внеш ние цели иусловия, навязываемые поэту, отвергаются им кто возь мется сказать, в чемтайна и каково назначение поэзии, кто имеет право предписывать поэтическомувдохновению, что ему можно, а что нельзя? Для поэта нет внешнего закона, а вчем заключается его внутренний закон загадка Зачем крутится ветр в овраге,Подъемлет лист и пыль несет,Когда корабль в недвижной влагеЕго дыханья жадно ждет?Зачем от гор и мирных башен Летит орел, тяжел и страшен, На черный пень? Спроси его.Зачем арапа своего Младая любит Дездемона,Как месяц любит ночи мглу? Затем, что ветру и орлу, И сердцу девы нет закона.Гордись таков и ты, поэт, И для тебяусловий нет. Езерский Что же касается политической лирики, то она последекабрь ского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов иисторической необходимости, о роли частного человека и простых человеческихчувств в истории, но от чего далека, так это от воль нолюбивых мечтаний.

Каковадолжна быть позиция человека по отношению к истории? Главное остатьсячеловеком.

Поэтому поэт, обращаясь и к властителю Николаю I , и к его жертвам декабрис там политическим узникам , взывает к простым человеческимдобродетелям, призывая властителя к милосердию милость к падшимпризывал , жертв к гордому терпенью . Сам же под нимается над схваткой уистории свой суд, а какой трудно сказать.