Времена года в поэзии А.С.Пушкина

ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения,в его поэзии есть описание всех времен года.В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, которыйописы вался в основном политически, с характерными условными образа ми. Временагода его не оформлены в самостоятельную тему. Пей заж в таких стихотворенияхпорой является символическим фоном для размышлений лирического героя.Например, в стихотворении Деревня идиллическоеописание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросве щенныхпомещиков.

В стихотворении Погасло дневное светило морская стихия символсвободы, достижение которой для поэта невозможно.Этот же образ моря в другомраннем тексте Пушки на К морю символизирует романтическое направление влите ратуре и в образе мыслей, от следования которому поэт отказыва ется.Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому вописа нии пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзииПушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.Отношение поэта ко всем временам года можно найти встихо творении Осень . Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэ зииПушкина, посвященной разным временам года.Попробуем расшифровать мотивы стихотворения Осень с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа ЕвгенийОнегин .Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого,лири ческому герою стихотворения Осень скучна и наводит тоску.

Об этом жечувстве говорится в стихотворении Весна, весна, пора любви , где налирического героя весна наводит скуку , томле нье и томное волненье . Дажефизическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений весной я болен Осень и тяжко мне Весна, весна, пора любви .В седьмой главе Евгения Онегина в I III строфах описание наступившей весны и чувстваавтора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двухупомянутых стихо творениях.

Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениямивошло стихотворение Весна, весна, пора любви . То, что синея блещутнебеса и природа улыбкой ясной встречает весну, в по вествователе невызывает положительных эмоций все вокруг ли кует и блестит , но не радуетлирического героя.

То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, надушу лирического героя, мертвую давно , не оказывает такогочудотворного воздей ствия.Подобно этому весна живит Евгения Онегина, но непри носит ему ничего, кроме страданий.Вернемся к стихотворению Осень . На основании этоготекста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за зной,да пыль , за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в Евгении Онегине мысль о краткости этой поры лето быстрое летит глава седьмая, строфа XXIВ Осени есть фраза, что лирический герой зимой более дово лен , чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая наэтот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу снега, зимних праздников блестящие тревоги , катаниена конь ках, луну и бег саней.

Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэти ческихтекстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например,в стихотворении Бесы путник заблудил ся в чистом поле во время метели.

Снег летучий мешает лири ческому герою найти верную дорогу, даже луна неосвещает пути, невидимкою скользя по небосводу, и кажется, что эта снежнаястихия никогда не станет благосклонной к человеку.Однако в сти хотворении Зимнее утро описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера вьюгазлилась, на мутном небе мгла носи лась , то сегодня мороз и солнце деньчудесный , и снег лежит великолепными коврами . После чудесного дня наступаетясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рас сказываютеще два стихотворения Пушкина Зимняя дорога и В поле чистом . Оба текстапроникнуты одним и тем же настроени ем, скукой, и даже образный ряд в них схож.Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этихтекстах пробирается луна , льет печально свет она , отуманен лунный лик Зимняя дорога и светит месяц В поле чистом .Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произ ведений.

Встихотворении Зимняя дорога написано тройка бор зая бежит , и в тексте Вполе чистом аналогично тройка мчится . В стихотворении В полечистом Пушкин с восхище нием описывает снег волнистый и рябой , который впятой главе Евгения Онегина I строфа был назван автором зимы блиста тельнымковром .Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенныйв стихотворении Осень , звучит и в Евгении Онегине . Мгла кре щенскихвечеров глава пятая, строфа III завораживала Татьяну Ларину, которая впраздничные ночи гадала.Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие.

В такие часы лирический герой стихотворения Зима заметил мед ленно глотаюскуки яд . О занятиях, которые могут помочь разве ять тоску, Пушкин говорит встихотворении Зима и в пятой главе, строфе XLIII Евгения Онегина . Противоядия от скуки в обоихтекстах те же можно выпить чашку чая , возиться со ста рыми журналамисоседа Евгений Онегин или проверять рас ход Зима , кататься наконьках, сесть на коня Зима и скакать верхом Евгений Онегин и,наконец, читать.

В стихотворении Зима Пушкин дополняет этот список разговором , встречами с приятными людьми.Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще одиннедостаток она не стимулирует его творчество.

Лирический геройстихотворе ния Зима замечает теряю все права над рифмой . Осенью же,наоборот, в душе поэта пробуждается поэзия . Этому творческому подъемуспособствует прощальная краса стихотворение Осень увядающей природы.Действительно, осенью краса тихая Осень окружает поэта, а служенье музне терпит суеты 19 октября .Осенняя природа напоминает Пушкину чахоточную деву Осень , она трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана седьмая глава,строфа XXIX Евгения Онегина . Природа одета в золото и багровый цвет встихотворении 19 октября есть строчки о том, как лес роняет багряный свойубор , а в седьмой главе Ев гения Онегина употреблен эпитет осень золотая .Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждаетвсе самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие временагода.

Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтическихтекстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с опреде леннымсостоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.