Убийца поневоле. Дуэль Онегина и Ленского

УБИЙЦАПОНЕВОЛЕ. ДУЭЛЬ ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГОДуэль Онегина и Ленского самый трагичный и самыйзага дочный эпизод романа. Онегин в лучшем случае ученый малый, но педант ,однако не хладнокровный убийца и бретер. В романе нет указаний на это. ВладимирЛенский наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятогострелка.Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем романа как драмаличного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автора о гибели юного поэта заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу романа.

В связи с этимвозникает два вопроса во-первых, в чем причина столь странного и поройнеобъяснимого по ведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее и,во-вторых, почему герой романа, личность независимая и даже дерзкая, при знаетнавязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становит ся куклой в рукахбезликого ритуала дуэли? Дуэль это поединок, парный бой, происходящий поопреде ленным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, ос корбления ивосстановление чести.

Строгость выполнения правил достигалась обращением кзнатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий, вдуэлях классик и пе дант , и, как видно из романа, ведет дело с большимиупущения ми. Точнее, он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавыйисход. При первом посещении Онегина для передачи вы зова он и не подумалобсудить возможность примирения.А это было прямой обязанностью секунданта.Далее, непосредственно перед поединком он опять ничего не предпринимает, хотявсем, кроме восемнадцатилетнего Ленского, ясно, что никакой кровавой обиды несуществует.Вместо этого он встал без объяснений Имея домамного дел . Далее было еще как минимум две причины остановки или вообщепрекращения дуэли.

Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этомслучае, согласно дуэльному кодексу, противник объяв ляется неявившимся.Вовсяком случае, в Герое нашего времени Печорин абсолютно точно приходит кместу дуэли, устраняя малей ший повод для ее отмены.Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводитсвоего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере честныймалый , а это было уже явным и недвусмысленным ос корблением Зарецкого.

Ведьсекунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание.Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставивба рьеры на благородном расстоянии , видимо шагов десять, а то и меньше, и неоговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела.

Такимобразом, наш знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгихправил дуэльно го искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном,шумном, а применительно к дуэли смертельном исходе.Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый по тому что видит в ней возможность приобрести скандальную извест ность, второй чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал противсобственной воли и в серьезность которой не верит.Все поведение Онегина напоединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. Идля Пушки на, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, былоочевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дуломчужого пистолета с дальней дистанции.Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо?Думаю, что едва ли мог способствовать примирениюдемонстра тивный выстрел в воздух или в сторону.

Скорее это было бы расце ненокак оскорбление.И потом, известно, что в случае безрезульта тивной дуэли онаперестреливалась до получения первой раны или гибелиодного из дуэлянтов.

Дуэль в онегинскую эпоху имела стро гий ритуал. Люди,участвующие в ней, давали некое представле ние. Они действовали не по своейволе, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, котороепрезирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над егопоступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провин циальныхсплетен.Таким образом, его поведение определяется ко лебаниями междуестественными движениями его души, его чело веческими чувствами к Ленскому истрахом прослыть шутом и тру сом, нарушив условные нормы поведения у барьера.Ленский убит. Пушкин грустно иронизирует над этим встихах, сгущая до предела элегические штампы Младой певецНашел безвременный конец!Дохнула буря, цвет прекрасныйУвял на утренней заре, Потух огонь на алтаре.