Отец и сын Болконские в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

ОТЕЦИ СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР В книге два отца идва сына Болконских.В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, еговзаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в теме следуетвидеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и собразами Ростовых, Курагиных, сюжетом Эпилога , но и особый библейский отсвет.Тема Бога-отца и Бога-сына с особой силой звучит в Эпилоге , в эпизоде клятвыНиколеньки.Но сначала рассмотримобразы двух старших Болконских.

Князь Николай Андреевич человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскуюгосудар ственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимав ший видное положение именно благодаря талантам, ане стремле нию сделать карьеру.Он один из тех, кто служил Отечеству и ни когдане прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. В егооблике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генералаН. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попалв немилость, отказав шись жениться на любовнице Павла, за что и был сослансначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконский старинный княжеский род,Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия не указ, они по праву гордятсясвоим более древним родом и заслугами перед Отечеством.

Высокое понятие очести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передалпо наследству и своему сыну. Оба прези рают выскочек, карьеристов, типаКурагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старогографа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитамЕкатерины прототипом его до некоторой степени был граф Безбородько . Титулыэтих новых людей были, как и их богатство, не родовыми, а пожалованными.Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тожепо наследству от дружбы его отца с отцом Пьера.Надо еще отметить,что оба Болконских разносторонне обра зованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма ипро светительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, не смотря навнешнюю строгость и требовательность к себе и окружа ющим. Княжна Марья знала,что крестьяне ее отца были зажиточ ными, что нужды мужиков в первую очередьучитывались отцом, что побуждает ее в первую очередь заботиться о крестьянахпри отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля.При сравнении князяАндрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны вразвитии.

Князь Андрей, конеч но, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, ккоторому пита ет неизменно уважение и которым восхищается недаром он проситотца при своем отъезде на войну не оставлять внука . Отец Болкон ский верил впрогресс и будущее величие Родины, которому слу жил всеми силами.Болконский-сын главный идеологический герой Толстого скептически относится к государству и власти во обще. Высокая идеяслужения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея видею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединениячелове чества с природой.

Старый князь живет в России, а его сын ощуща ет себягражданином, даже лучше сказать частью Вселенной.

Он со вершает подвиг, но неподвиг патриота.

Это подвижничество апос тола, и недаром Толстой наделяет егоапостольским именем Анд рей, ноимя это синоним слова Россия, ведьапостол Андрей покровительРоссии, предсказавший населявшим эти земли славя нам великое будущее.

Россиядолжна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единениявсех людей, продол жая завет Христа несть ни эллина, ни иудея Христианство было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому чтопризнавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделялокакой-то избранный народ. В этом смысле толс товский апостол Андрей проклинаетвойну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные.Война это убийство, по мнению герояТолстого, а убийство всегда на любой войне противно Богу и закону любви.

Воимя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол Андрей сосвоим полком, не сделавшим ни единого выстрела, но выстоявшим.Надо сказать, чтостарый князь, сначала несколько скептичес ки относившийся к этим апостольским,подвижническим устремле ниям своих детей сына, в котором он с тревогой находит что-то большее,чем беззаветное служение Отечеству, и христианки-доче ри, под конец жизни, пожалуй,склонен признать их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княжнеМарье, в ко торых, при всей их преданности отцу, чувствуется какая-то духов наясамостоятельность.

Отец издевается над религиозностью княж ны, в сыне же онвообще с тревогой и внутренним неприятием на ходит какие-то непонятные для себядуховные ресурсы и стремле ния. Отец, например, одобряет стремление князяАндрея к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием Бона парта завоевать . Привив своему сынунравственную чистоту и се рьезное отношение к семье, старик Болконский, однако,вовсе не принимает в расчет его чувство к Наташе, всячески стараясь вос препятствоватьновому браку сына. Да и переживания князя Анд рея по поводу непонимания состороны Лизы отец проницательно замечает, и тут же утешает сына тем, что онивсе такие . Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть толькостро гое исполнение долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком многоживой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу.

Дочь жеБолконский-отец и вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возможность счастьяв браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука ребенка князя Андрея и Лизы.Однако перед смертью обычная жесткость старого князя по отношению к детямисчезает.

Он просит проще ния за искалеченную жизнь у дочери и заочно у сына. Княжна Марья еще будетсчастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова Погибла Россия! Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в миридею более вели кую, чем патриотизм и служение отечеству.Продолжать идеисвоего отца будет другой Николай Болкон ский Николенька.

В Эпилоге ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шестилет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николенькиего отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-заболезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанско го чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочарованиикнязя Андрея в государственной деятельности .Умирающий Болконскийоставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о птицах небесных . Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстойговорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый,умудренный жизненным опытом человек.

В качестве птицы небес ной , которая в Евангелииесть символ души, не имея образа и формы , но составляя одну сущность любовь, приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке ужепосле своей смерти.

Мальчику снится Отец любовь к людям, и Николенька дает кля тву принести себяв жертву недаром вспоминается Муций Сцевола по повелению Отца Отец слово, написанное, разумеется,не слу чайно с большой буквы .Так Война и мир завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темойединения людей.Толстой не дает отчетливых контуровхристианской идеи, потому что Андрей у него апостол новой, толстовской религии.

Это очень подробнопо казано в книге Б. Бермана Сокровенный Толстой . Но главное тема Отца и Сына, очень важнаядля русской литературы Отцы и дети , в Войне и мире развернута не как темаблудного сына, а как тема божественного служения Бога-сына Богу-отцу.