Исторические взгляды Толстого

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ТОЛСТОГО В романе Война имир Л. Н. Толстой предстает перед читате лем не только как самобытныйгениальный писатель, стилист и ху дожник. Важное место в сюжете занимают егооригинальные исто рические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегдаболь ше, чем писатель, создает собственную философию истории цель ную системувзглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвященысотни страниц книги.Более того, вторая часть эпилога, завершающая роман,представляет собой историко-философский трактат, мировоззренческий итогмноголетних поисков и размышлений автора на заданную тему. Война и мир не просто роман исторический, нотакже роман об Истории.

Она действует, и ее действия имеют непосред ственное влияние на судьбы всехбез исключения героев. Она не фон или атрибут сюжета.История то главное, что определяет плавность или стремительностьего движения.Вспомнимзаключительную фразу романа в настоящее время необходимо отказаться отсознаваемой свободы и признать не ощущаемую нами зависимость , и здесь Толстой ставит точ ку.Образ широкой,полноводной, могучей реки вот что возника ет в молчании и пустоте.

Эта река берет свое начало там,где начи нается человечество, и течет туда, где оно умирает. Толстой отказы ваетвсякой личности в свободе.Всякое существование есть су ществование по необходимости. Всякое историческоесобытие есть результат бессознательного, роевого действия природных исторических сил. Человеку отказано в ролисубъекта общественного движения.

Предмет истории есть жизнь народов и человечест ва , пишет Толстой, отводя ей,истории, место действующего субъекта и персонажа.Ее законы объективны и независимы от волии поступков людей. Толстой считает Если существует один свободный поступокчеловека, то не существует ни одного истори ческого закона и никакогопредставления об исторических событи ях .Личность может мало.Мудрость Кутузова, как и мудрость Пла тона Каратаева, состоит в бессознательнойпокорности влекущей их жизненной стихии.

История, по мнению писателя, действуетв мире как естественная природная сила. Ее законы, подобнозако нам физическим или химическим, существуют независимо от жела ний, воль исознании тысяч и миллионов людей.Именно поэтому, считает Толстой, невозможнообъяснить что-либо истории, исходя из этих желаний и воль. Всякий общественныйкатаклизм, всякое историческое событие есть результат действия безличногонедухов ного персонажа, чем-то, впрочем, напоминающего щедринское Оно из Истории одного города .Вот как Толстойоценивает роль личности в истории Истори ческая личность суть ярлык, который историявешает на то или иное событие . И логика этих рассуждений такова, что вконечном счете из истории исчезает не только понятие свободы воли, но и Бог вкачестве нравственного ее начала.

На страницах романа она вы ступает какабсолютная, безличная, равнодушная сила, смалываю щая в порошок человеческиежизни.Всякая личная активность не результативна и драматична. Словно в древнейпословице о судьбе, которая влечет покорных, а непокорных тащит, онараспоряжается человеческим миром.

Вот что происходит с человеком, по мнениюписателя Человек сознательно живет для себя, но служит бессо знательныморудием для достижения исторических общечеловечес ких целей . Поэтому в историинеизбежен фатализм при объясне нии нелогичных , неразумных явлений.Чембольше мы, по мнению Толстого, стараемся разумно объяснить эти явления в исто рии,тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.Человек долженпознать законы исторического развития, но в силу немощности разума и неверного,а точнее, по мысли писателя, ненаучного подхода к истории осознание этихзаконов еще не при шло, но обязательно должно прийти.

В этом состоитсвоеобразный философский и исторический оптимизм писателя.Для этого необ ходимоизменить точку зрения, отказаться от сознания неподвиж ности в пространстве ипризнать неощущаемое нами движение , отказаться от концепции свободнодействующей в истории личности, не узнав абсолютную и жесткуюнеобходимость исторических закономерностей.