Мифологическая и библейская символика в "Войне и мире"

МИФОЛОГИЧЕСКАЯИ БИБЛЕЙСКАЯ СИМВОЛИКА В ВОЙНЕ И МИРЕ Война и мир это уникальное произведение,общепризнанно является одним из лучших сокровищ мировой литературы.Этот романявляется одним из тех немногих творений русских писате лей, которые известныобычным людям во всем мире. Хотя Войну и мир называют романом, этот термин несовсем подходит для данного сочинения, ведь в нем переплелось огромноеколичество жанров и произведений, начиная собственно романом и заканчиваяЕвангелием. Толстой также выдвигает в Войне и мире свой собст венный взглядна религию, синтезируя ее из различных верований и пропуская все это черезфильтр своей философии.

Но в произведе нии не много прямых намеков Толстой передает свои идеи черезизлюбленный прием всех русских писателей символ. Символика издавна является лучшим средством дляпередачи мыслей автора, ведь тот, кто хочет и кому нужно, всегда отыщет тезнаки, по кото рым можно понять автора, а тот, кому не нужны мысли автора,просто ничего не заметит.Символы конечно же использовали и до Толстого.

Так,Гоголь в поэме Мертвые души активно использо вал этот прием и скрыл за паутинойсимволов основную идею поэмы, сохранив ее от чужих непонимающих глаз. Любилэтот прием и Тургенев, скрыв в образе Базарова образ Эдипа.Поскольку религияТолстого была разносторонней, то и симво лы религии встречаются очень разные. Некоторые можно отнести к христианству, другие же тяготеют к античности иливосточной ми фологии.Но основными символами являются, пожалуй, христиан ские.Основным героем,несущим на себе большой груз толстовской религии, является князь Андрей.

Егоимя говорит само за себя, ведь оно такое же, как у апостола Андрея, который, полегенде, ос вятил Русь. Князь Андрей так же более склоняется к русской куль туре, нежели к западной. Этому можно противопоставить Пьера Безухова, который увлеченмасонством и долго жил во Франции.Апостол Петр освятил Европу, таким образом,имя Пьера, изменен ное на французский манер, явно указывает на его связь сапостолом Петром.Андрей живет в ЛысыхГорах, а Христос был распят на Голго фе Лысой горе. Таким образом, образ князя Андреяпересекается с образом Христа, и на протяжении всей книги можно обнаружить ещенесколько мест, явно указывающих на связь князя Андрея с Христом.

Так,например, во время сцены в лазарете после Бородин ского сражения наоперационных столах лежат трое Болконский, Анатоль Курагин и простой солдат.Эти столы похожи на три крес та, на которых распяли Христоса и двоихпреступников.

Один из них уверовал в Христа и воскрес. Так и Анатоль лежитвместе с князем Андреем на операционных столах, и если Андрей Хрис тос, то Анатоль это один из грешников, и онвоскресает, так как Андрей прощает ему его грехи и. отпуская их, дает емувечную жизнь.Также на связь междукнязем Андреем и Христом указывает и то, что они переродились в 33 года и оба были отданы отцом насмерть, ведь это Николай Андреевич Болконский хочет, чтобы сын служил в армии.Но немалохристианских мотивов встречается и вне образа князя Андрея.

Так, например,предводителем святого воинства яв ляется Архангел Михаил, а московскоеополчение собиралось слов но на святую битву с антихристом Наполеоном. Следовательно,Михаил Илларионович Кутузов воплощает в себе Архангела Ми хаила.Если пойтидальше, то можно заметить, что Кутузов предпо читает отступление наступлению,видя в этом погибель француз ского войска, то есть действует по принципусвятого воинства непротивиться злу оно самоуничтожит себя. Тот же мотив можно заметить в момент, когда князь Андрей сосвоим полком стоит и ничего не предпринимает под обстрелом вражеских войск.

Даи все Бородинское сражение можно считать толстовской версией Армагеддона.Встречаются в Войнеи мире и более мелкие мотивы. Напри мер, мотив свечи. Она обозначает душучеловека.Этот мотив про слеживается прежде всего тогда, когда няня во времяродов ма ленькой княгини зажигает венчальные свечи Лизы и князя Анд рея.Венчальные свечи это свечиобщей души семьи, их можно зажигать только в самые тяжелые минуты жизни.

Но втот момент, когда няня зажигает свечи, врывается ветер и гасит их, и, какследствие, Лиза умирает.Также часто встречаетсямотив ангела и Наташа, и князьАндрей хотят летать.Но ведь религияТолстого не складывается только из христиан ства, у него есть мотивы и другихрелигий.Так, можно заметить мотивы античных мифов. Можно проследить тему мойр трех су ществ, которые прялинить жизни и отмеряли, сколько кому жить. Мы встречаем этот мотив в несколькихместах прежде всего, Лиза вяжет в салоне Анны Павловны, во-вторых, князьАндрей просит Наташу научиться вязать, но она роняет клубок, и князь Андрейумирает.

Также встречается много мотивов славян ской мифологии. Так, например,Наташа и Соня гадают на сужено го, и перед этим они переодеваются в гусара ичеркеса святоч ные мотивы.Князь Андрей собираетполынь символ забвения, так как он ищетуспокоения и сна. Андрей также разговаривает с дубом славянским деревом предков и мудрости.Есть также и мотивывосточных религий.

Князь Андрей это Пробужденный один из эпитетов Будды, так как Будда пробу дился под деревом, а князьАндрей под дубом. По Толстому, душа не постоянна, она все время меняется. Этоперекликается с даос ским представлением о душе.Таким образом, можносказать, что Война и мир это книга книг, ее нельзя до конца понять и нельзя исчерпать всего ее смыс лы.Так же, как нельзя найти всех символов, через которые Тол стой доносит до нассвои идеи.