Образ неба в романе Толстого "Война и мир"

ОБРАЗНЕБА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР В Войне и мире очень большую роль играет пейзаж, но пей заж не совсем обычный. Описанийприроды, таких, как в романах и повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневскийпейзаж фило софский, свойственна ему и эстетическая функция. В Войне и мире важна символическая деталь, и часто это лишь элемент пей зажа, обладающий правами действующего лица. Считается, что дуб князя Андрея символ его судьбы, облака символ мирной жизни и т. д. Ноэто верно лишь отчасти.В гораздо большей степе ни дуб и облака персонажи, на равныхразговаривающие с геро ем. Они не столько метафоризируются, олицетворяются,сколько, как, допустим, в сказках, являются живыми, наделенными душой и всемифункциями то ли волшебных помощников, то ли просто сказочных персонажей.Главная роль средитаких помощников и собеседников князя Андрея принадлежит небу. С небом связанався его жизнь. Оно ему первый советчик и утешитель.

Как же я не видалпрежде этого высокого неба? И как я счас тлив, что узнал его наконец , думает Болконский на полеАустерлица.

С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ни чтожествеНаполеона стала его путеводной звездой. Болконский не стремится больше игратьважную роль в политической жизни, не связывает свою судьбу с военной карьерой.После разговора с Пьеромв Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом.В первый раз послеАустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа наАустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем,вдруг радостно и молодо проснулось в его душе .Полюбив Наташу,Болконский соединяет ее со своими заветны ми мечтами о небе. Для князя АндреяНаташа это девочка, ко торая хотелаулететь в небо . Это самое главное, что полюбил он в ней, и после, наканунеБородина.

Болконский, вспоминая о Ната ше, скажет себе еще раз, что любил еедушу, ведь небесная душа Наташи и небесная душа Болконского как нивычурно, ни похо же на романтический штамп звучание этого выражения нашли другдруга.После измены Наташинебо для князя Андрея превратилось в узкий, тесный, давивший свод . Лучшиенадежды были утра чены.С небом связаны иэтапы судьбы Пьера. Комета 1812 года, пред вещавшая ужас и конец света, по мнению большинства, для Пьераоказывается путеводной звездой . Радостно смотрит он на небо после разговора сНаташей об Анатоле.

Пьер полюбил Наташу, и небо сказало ему об этом. Пьертолько глядя на небо, не чувст вовал оскорбительной низости всего земного всравнении с высо тою, на которой находилась его душа , пишет Толстой.

Образ неба не померк в сознании любимыхгероев Толстого и в страшное время войны. Для князя Андрея важен вопрос о том,как Бог от туда смотрит и слушает . У неба герой Толстого пытается полу читьответ на вечные вопросы жизни и смерти. Высокое справедли вое небо Аустерлицаосудило стремление к славе и войну ради мел ких интересов честолюбия, престижа,карьеры.Как поступит оно на этот раз, ведь Болконский не хотел больше бытьвоенным, но война против врагов родной земли заставляет его взять в руки ору жие.Ответа на вопрос отом, как небо допускает войну и другие ужасы и несправедливости, Болконский неполучает.

Однако позже, смертельно раненный, он вспоминает Наташу, и его душойовладевает успокоение.Сострадание, любовь к братьям, к любя щим, любовь к ненавидящимнас, любовь к врагам вот что при ходитк князю Андрею как ответ с неба . Ведь эту любовь завещал Бог людям на земле.Князь Андрей не перестает любить Наташу, но находит в себе силы проститьАнатоля, причинившего ему так много зла. Небо как бы поднимает его душу нановый этап духов ных исканий.С вопросами к небуобращается и страдающий в плену Пьер Безухов.

Он видит полный месяц и бесконечную даль . Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками,так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себясвободным и полным сил для новой жизни.Итак, в Войне имире Л. Н. Толстого образ неба символичен.Небо символизирует справедливость ивечность, с небом в жизни героев связано все лучшее.

Но не только счастливыемоменты жизни, а и минуты духовных откровений связаны с небом.Думает ся, чтонебо было для Толстого и его любимых героев как бы пери фразом Бога. ВедьТолстой не дает Богу на небе имени ни Христа, ни Саваофа, ни Аллаха и т. д.Бог, по мысли Толстого, един, слово небо заменяет название непостижимогоБожества.Конечно, вместе с темнебо является важнейшим элементом толстовского пейзажа, образ неба несет ичисто психологическую функцию.

И все-таки первостепенная роль неба какрелигиозно-фи лософского символа несомненна.