Место и роль Н.Г. Чернышевского в общественном движении 60-х годов XIX века

МЕСТО И РОЛЬ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ 60-х ГОДОВ XIXВЕКА В эпоху, когда жил и творил Чернышевский, изменился харак тер и тип русскойинтеллигенции, ибо изменился ее социальный со став. Если в 40-е годы онасостояла в основном из дворян, то в 60-е она стала разночинной.Феноменобщественного мнения достижение 60-х годов, его еще не было в 40-е времясвободно мысля щих одиночек, объединявшихся в небольшие кружки. Разночинцысыграли в российском обществе роль закваски, вызвав могучее бро жение, котороев конце концов привело к революции.

Большинство разночинцев с детства знали,что такое унижения, голод и нужда. Некрасов с сочувствием изобразил бытстудента и разночинцев Питаясьчуть не жестию,Я часто ощущал Такую индижестию,Что умереть желал.А тут ходьба далекая Я по ночам зубрил Каморка невысокая,Я в ней курил, курил Интересно отметить, что немалоинтеллигентов этого нового по коления вышло из духовного сословия.Сыновьясвященников, бывшие семинаристы Чернышевский и Добролюбов стали нигилис тами иглашатаями революционных идей.Чернышевский был не толькоидейным вождем разночинной интеллигенции, он сделал неоценимый вклад внравственный капи тал эпохи.

Современники единодушно отмечают высокие нравст венныекачества этого нигилиста и утилитариста . Он с герои ческим смирением вынескаторгу и ссылку.Этот апологет практи ческой пользы и популяризатор теории разумного эгоизма гово рил я борюсь за свободу, но я не хочу свободы длясебя, чтобы не подумали, будто я борюсь из корыстных целей.Круг интересов Чернышевского былчрезвычайно широк он изучал философию, естественные науки, политическуюэкономию, историю, знал европейские языки.

Однако культурный уровеньЧернышевского, как и у большинства разночинцев, был гораздо ниже уровнякультуры и образования идеалистов 40-х годов.Тако вы во все времена неизбежныеиздержки процесса демократизации! Однако единомышленники Чернышевского прощалиему и отсутст вие литературного таланта, и скверный язык его публицистических ифилософских статей, ибо не это было главным.

Его мысль, обле ченная втяжеловесную и малоизящную форму, заставляла заду маться лучшие умы не только вРоссии, но и в просвещенной Евро пе. Маркс специально занялся русским языком,чтобы прочесть ра боты Чернышевского по экономике.Несмотря на идейнуюпреемственность, поколение разночинцев резко отличалось от предыдущихвольнодумцев из дворян.Порой между ними пролегала непроходимая пропасть, которуюразночин цы сами же углубляли.

Это хорошо видно, если сравнить Черны шевского иГерцена. Хотя их связывало общее дело и самое искрен нее дружескоерасположение, они никогда не могли быть полнос тью единодушны. Чернышевскийписал о Герцене Какой умница! И как отстал! Ведь он до сих пор думает, что онпродолжает остро умничать в московских салонах и препираться с Хомяком.А времятеперь идет со страшной быстротой lt gt Присмотреться у него все ещевнутри московский барин сидит . Для реалиста Черны шевского Герцен так иостался прекраснодушным идеалистом Разночинцы 60-х годов непризнавали свободной творческой игры избыточных сил, их реализм был беден, ихсознание было предельно сужено и сосредоточено на том, что представлялось имглавным.

Их характерной чертой становится аскетизм, унаследо ванный всемиследующими поколениями революционеров.Борцы за всеобщее счастье, которыевдохновлялись идеями Чернышевско го, были безбожниками и при этом аскетами, онисознательно отказывались от надежд на потустороннюю жизнь, а при этом в земнойжизни выбирали лишения, тюрьмы, преследования и смерть.

В глазах радикальнонастроенной молодежи эти люди выгодно отли чались от тех лицемерных христиан,которые прочно держались за земные блага и смиренно рассчитывали навознаграждение в буду щей жизни.Чернышевский отнюдь не был лишь рупором ихидей, который из тихого уютного кабинета вдохновлял их на жертвенный подвиг, онбыл одним из них. Пусть он заблуждался на своем общественном поприще, но все жеэто был крестный путь, ведь он отдал жизнь за всех несчастных и обездоленных.Владимир Набоков, резко отрицательно оценив его литературное и идейноенаследие, завершил главу, посвященную Чернышевскому она составляет частьромана Дар , такими поэтическими строками Чтоскажет о тебе далекий правнук твой,то славя прошлое, то запросто ругая?Что жизнь твоя была ужасна? Что другаямогла бы счастьем быть? Что ты не ждал другой?Что подвиг твой не зря свершался, труд сухойв поэзию добра попутно обращаяи белое чело кандальника венчаяодной воздушною и замкнутой чертой?.