Жанровое и идейное своеобразие романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

ЖАНРОВОЕ И ИДЕЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО ЧТО ДЕЛАТЬ? Считается, что произведениеЧернышевского Что делать? принадлежит к типу утопических романов. Однако этослишком ус ловная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета придаетему черты детективной повести, подробное жизнеописание Веры Павловны вноситэлементы бытовой драмы, а из-за рыхлости сюжета, который то и дело прерываетсяпространными рассужде ниями автора, роман трудно втиснуть в рамки какой-либопривы чной схемы.Местами автор пытается увлечь читателя скрупулез ным ибезумно скучным подсчетом прибыли, которую получа ли изображенные имкооперативные швейные мастерские, или же усваивает себе возвышенный тон, итогда на протяжении несколь ких страниц роман напоминает поэму в прозе.

Нередкоавтор, по добно суфлеру, врывается в повествование и упорно требует отчета усвоих читателей дескать, все ли им понятно? И сам же злорад ным тономотвечает нет, добрейшая публика, ничего-то ты не ус воила! Если подойти квопросу о жанровом своеобразии этого сочи нения с юмором точнее, с чернымюмором , то определить его можно примерно так это лирико-бытовая фантазия сэлементами трагифарса на тему наилучшего благоустройства личной и общест веннойжизни, написанная автором в тюрьме с наилучшими поже ланиями тем, кто пойдет поего стопам Действительно, трудно говорить обэтом произведении серьезно, если принимать во внимание все его чудовищныенедостатки.

Автор и его герои говорят нелепым, топорным и невразумительнымязыком.

Главные герои ведут себя неестественно, но они, словно куклы, послушныволе автора, который может заставить их делать переживать, мыслить все, чтоему угодно.В этом признак незре лости Чернышевского как писателя подлинныйтворец всегда тво рит сверх себя, порождения его творческой фантазии обладаютсво бодной волей, над которой не властен даже он, их творец, и не авторнавязывает своим героям мысли и поступки, а скорее они сами подсказывают емутот или иной свой поступок, мысль, пово рот сюжета.

Но для этого необходимо,чтобы их характеры были конкретными, обладали законченностью и убедительностью,а в ро мане Чернышевского вместо живых людей перед нами голые аб стракции,которым наспех придали человеческое обличье. Наибо лее удачен в романе ивэтом нет ничего странного образ злой, жадной и невежественной МарьиАлексеевны, матери Верочки. С ее цельным характером ничего не может поделать нисам автор, ни его герои.Это наводит на мысль о том, что даже у Чернышевскогоне было особых трудностей в изображении этой фигуры, ведь жен щины, подобныеМарье Алексеевне, встречаются в жизни сплошь и рядом.

Совсем другое дело новый тип человека. Автор предуп реждает нас, что такие люди есть, хотя ихеще мало. Но Чернышев скому явно хочется, чтобы их было еще больше, вот он ипересали вает, наделяя их сверхчеловеческой выдержкой и ангельской добротой Трудно судить объективно обидейном своеобразии книги, от вратительно написанной.Однако ни один русскийписатель не может похвастаться таким успехом, какой выпал тогда на долю ав тора Что делать Секрет ее успеха в ее моральном воздейст вии на общество.Идейное своеобразие романа сводится к проповеди новой морали.

Критики,принадлежавшие к правому консерватив ному лагерю, объявили романбезнравственным, однако замеча тельный русский богослов А. М. Бухарев вмонашестве архиманд рит Феодор признал, что книга по духу глубокохристианская.Действительно, автор уделяет большое внимание аскетическимпринципам Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесениюпытки, он отказывает себе во всех человеческих радос тях и посвящает жизньслужению Истине.

Особенно много нападок вызвала проповедь свободной любви,отрицание ревности, основан ной на дурном чувстве собственности. Однако половаяраспущен ность процветала как раз среди представителей правого консерва тивноголагеря среди гвардейских офицеров, праздных помещи ков, важных чиновников, авовсе не в кругах аскетически настроенной революционной интеллигенции.Проповедь свободы любви в романе Чернышевского означает проповедь искренностичувства и ценности любви как единственного оправдания отношений между мужчинойи женщиной.

Прекращение любви с одной из сторон есть прекращение смыслаотношений. Тема свободы любви не имела у Чернышевского ничего общего с темойоправдания беспорядочных половых связей.Чернышевский восстает против всякогосоциаль ного насилия над человеческими чувствами, им движет любовь к свободе,уважение к искренности чувства.И все же обычный читатель просто читатель, а не революци онер и не воинствующий моралист едва лиудовлетворится по добными объяснениями и не поймет, почему ему следует выиски ватьдостоинства в плохо написанной книге.

Всем известна летучая фраза Е. Евтушенко Поэт в России больше, чем поэт! Но, быть может, было бы лучше, если быкаждый в России занимался своим делом? Поэты и писатели писали бы стихи ироманы, а обще ственные деятели занимались бы общественной деятельностью!.