Тема любви в лирике Фета

ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ ФЕТАТема любви является одной изсоставляющих теории чистого искусства, наиболее широко в русской литературеотраженной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашлаздесь свое новое преломление и зазвучала несколько по-новому. Салтыков-Щедрин в70-е годы писал, что теперь никто не отважит ся уже воспевать соловьев и розы.Для Фета тема любви, напротив, явилась основополагающей всего его творчества доконца жизни.Создание прекрасных стихов олюбви объясняется не только бо жеским даром и особым талантом поэта.

В случае сФетом оно имеет и реальную автобиографическую подоплеку. Вдохновением для Фетаявлялась любовь его молодости дочь сербского поме щика Мария Лазич. Любовь ихбыла столь высока и неугасаема, сколь и трагична.Лазич знала, что Фет никогдане женится на ней, тем не менее ее последними словами перед смертью быловосклица ние Виноват не он, а я! Обстоятельства ее смерти так и не выяс нены,как и обстоятельства рождения Фета, но есть основания по лагать, что это былосамоубийство.

Сознание косвенной вины и тя жести утраты тяготило Фета напротяжении всей его жизни, и ре зультатом этого явилось двоемирие, чем-тосродни двоемирию и Жуковского. Современники отмечали холодность, расчетливостьи даже некоторую жестокость Фета в повседневной жизни. Но какой контраст этосоставляет с другим миром Фета миром его лири ческих переживаний, воплощенныхв его стихотворениях.Всю жизнь Жуковский верил в соединение с Машей Протасовойв дру гом мире, он жил этими воспоминаниями.

Фет также погружен в свойсобственный мир, ведь только в нем возможно единение с лю бимой. Фет ощущаетсебя и любимую свое второе я нераздельно слитыми в другом бытии, реальнопродолжающемся в мире поэзии И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мывместе с тобой, нас нельзя разлучить . Alter ego . Поэт постоянно ощущает ду ховнуюблизость со своей любимой.Об этом стихотворения Ты от страдала, я ещестрадаю , В тиши и мраке таинственной ночи . Он дает любимойторжественное обещание Я пронесу твой свет через жизнь земную он мой и сним двойное бытие Томительно-призывно и напрасно .Поэт прямо говорит о двойномбытии , о том, что его земную жизнь поможет ему перенести лишь бессмертие еголюбимой, что она жива в его душе. Действительно, для поэта образ любимой жен щинына протяжении всей жизни являлся не только прекрасным и давно ушедшим идеаломдругого мира, но и нравственным судьей его земной жизни.

В поэме Сон ,посвященной также Марии Лазич, это ощущается особенно четко. Поэма имеетавтобиографи ческую основу, в поручике Лосеве легко распознается сам Фет, а средневековыйдом, где он остановился, также имеет свой прототип в Дерпте.

Комическоеописание клуба чертей сменяется неким морализаторским аспектом поручикколеблется в своем выборе, и ему вспоминается совсем иной образ образ егодавно умершей любимой.К ней он обращается за советом О, что б сказала ты,кого назвать при этих грешных помыслах не смею . Литературовед Благой в своихисследованиях указывает на со ответствие этих строк словам Вергилия к Данте отом, что как язычник, он не может сопровождать его в рай, и в спутники емудается Беатриче . Образ Марии Лазич а это, несомненно, она для Фета являетсянравственным идеалом, вся жизнь поэта это стремление к идеалу и надежда навоссоединение.Но любовная лирика Фета наполненане только чувством на дежды и упования. Она также глубоко трагична.

Чувстволюбви очень противоречиво, это не только радость, но и муки, страдания.

Встихах часто встречаются такие сочетания, как радость страда ние, блаженствостраданий , сладость тайных мук . Стихотворе ние На заре ты ее не буди всенаполнено таким двояким смыс лом. На первый взгляд перед нами безмятежнаякартина утреннего сна девушки.Но уже второе четверостишие сообщает какое-то на пряжениеи разрушает эту безмятежность И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон .Появление странных эпитетов, таких, как утомительный сон , указывает уже нена безмятежность, а на какое-то болезненное состояние, близкое к бреду.

Далееобъясняет ся причина этого состояния, стихотворение доходит до кульмина ции Все бледней становилась она, сердце билось больней и боль ней . Напряжениенарастает, и вдруг последнее четверостишие со вершенно меняет картину, оставляячитателя в недоумении Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит .Эти строки представляют контраст с серединой стихотворения и возвращают нас кгармонии первых строк, но уже на новом витке.Призыв не буди ж ты ее звучитуже почти истерично, как крик души. Такой же порыв страсти чувствуется и встихотворении Сияла ночь, луной был полон сад , посвященном Татьяне Берс.Напряжение подчеркивается рефреном Тебя любить, обнять и плакать над тобой .В этом стихотворении тихая картина ночного сада сменяет ся и контрастирует сбурей в душе поэта Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали, как исердца у нас за песнею твоей . Томительная и скучная жизньпротивопоставлена сердца жгучей муке , цель жизни сосредоточена в единомпорыве души, пусть даже в нем она сгорает дотла.

Для Фета любовь костер, каки поэзия пламя, в котором сгорает душа. Ужель ничто тебе в то время нешепнуло там человек сгорел! восклицает Фет в стихотворении Когда читала тымучительные строки . Мне ка жется, что так же Фет мог сказать о мукелюбовных переживаний.

Но один раз сгорев , то есть пережив настоящую любовь,Фет тем не менее не опустошен, и всю свою жизнь он сохранил в памяти свежестьэтих чувств и образ любимой.

Как-то Фета спросили, как можетон в его годы так по-юношес ки писать о любви? Он ответил по памяти. Благойговорит, что Фет отличается исключительно прочной поэтической памятью , иприводит в пример стихотворение На качелях , толчком для на писания которогоявилось воспоминание 40-летней давности стихо творение написано в 1890 году . Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платьеее трещало от ветра , пишет Фет в письме к Полонскому.Такая звуковая де таль Благой , как платье, которое трещало от ветра , наиболее памятна дляпоэта-музыканта.

Вся поэзия Фета построена на зву ках, переливах и звуковых образах.Тургенев говорил о Фете, что ждет от него стихотворение, последние строкикоторого надо будет передавать лишь безмолвным шевелением губ. Ярким примеромможет служить стихотворение Шепот, робкое дыханье , которое построено наодних существительных и прилагательных, без едино го глагола. Запятые ивосклицательный знак тоже передают вели колепие и напряжение момента среалистической конкретностью.

Это стихотворение создает точечный образ, которыйпри близком рассмотрении дает хаос, ряд волшебных , неуловимых для челове ческогоглаза изменений , а в отдалении точную картину.Фет, как импрессионист,основывает свою поэзию, а в частности описа ние любовных переживаний ивоспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений ивпечатлений. Сгуще ние, но не смешение красочных мазков, как на картинах Монэ,придает описанию любовных переживаний кульминационность и предельную четкостьобразу любимой.

Какая же она? Я знаю твою страсть к волосам , говорит Григорьев Фету о его рассказе Кактус . Эта страсть не разпроявляется в фетовских стихах люблю на локон твой засматриваться длинный , кудрей руно златое , тяжким узлом набежавшие косы , прядь пушистая волос и косы лентой с обеих сторон . Хотя эти описания и носят несколько общий характер,тем не менее создается довольно четкий образ прекрасной девушки.Чутьпо-другому Фет описывает ее глаза.

То это лучистый взор , то недвижные очи,безумные очи аналогично стихотворению Тютчева Я очи знал, о эти очи . Твойвзор открытой и бесстрашней , пишет Фет, и в этом же стихотворении он говорито тонких линиях идеала . Любимая для Фета нравственный судия и идеал.Онаимеет большую власть над поэтом на протяжении всей его жизни, хотя уже в 1850году, вскоре после смерти Лазич, Фет пишет Идеальный мир мой раз рушендавно . Влияние любимой женщины на поэта чувствуется и в стихотворении Долгоснились мне вопли рыданий твоих . Поэт называет себя несчастным палачом , оностро чувствует свою вину за гибель любимой, и наказанием за это явились двекапельки слез и холодная дрожь , которые он в бессонные ночи навек перенес .Это стихотворение окрашено в тютчевские тона и вбирает в себя и тютчевскийдраматизм.Биографии этих двух поэтов вомногом сходны оба они пере жили смерть любимой женщины, и безмерная тоска поутерянному давала пищу для создания прекрасных любовных стихотворений.

В случаес Фетом этот факт кажется наиболее странным как можно сначала губить девушку,а затем всю жизнь писать о ней возвышенные стихи? Мне кажется, что потеряпроизвела на Фета столь глубокое впечатление, что поэт пережил некий катарсис,и результатом этого страдания явился гений Фета он был допущен в высокуюсферу поэзии, все его описание любимых переживаний и ощущение трагизма любвитак сильно действует на читателя пото му, что Фет сам пережил их, а еготворческий гений облек эти переживания в стихотворную форму. Только могуществопоэзии смогло передать их, следуя тютчевскому изречению мысль изре ченная естьложь, Фет сам неоднократно говорит о могуществе поэ зии Как богат я вбезумных стихах .Любовная лирика Фета даетвозможность глубже проникнуть в его общефилософские, а соответственно, иэстетические взгляды, как говорит Благой, в решение им коренного вопроса оботноше нии искусства и действительности . Любовь, так же как и поэзия, по Фету,относится к другому, потустороннему миру, который дорог и близок Фету. В своихстихах о любви Фет выступал не как воинствующий проповедник чистого искусствав противовес шести десятникам, а создавал свой собственный и самоценный мир Бла гой . И мир этот наполнен истинными переживаниями, духовными стремлениямипоэта и глубоким чувством надежды, отраженными в любовной лирике поэта.