Идеи русского просвещения в пьесе Фонвизина "Недоросль"

ИДЕИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПЬЕСЕ НЕДОРОСЛЬ В эпоху Просвещения ценностьискусства сводилась к его вос питательно-нравственной роли. Деятели искусстваэтого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление кразвитию и самосовершенствованию личности. Классицизм одно из течений, врамках которого они творили.Целью литературы, по мысли классицистов, являетсявоздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели.Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегдав пользу последних.

Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.Русские деятели Просвещениявсегда активно участвовали в по литической жизни страны.Писатели, говорил Фонвизин, имеют долг возвысить громкий глас свой противзлоупотреб лений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с да рованиемможет в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, аиногда и спасителем сограждан своих и отечества .Основная проблема, которуюФонвизин поднимает в комедии Недоросль , проблема воспитания просвещенныхпередовых людей.

Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творитьдела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмо сферебезнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитаниесразу отобрали у него цель и смысл жизни.И учителя не смогут помочь это лишьдань моде со сторо ны госпожи Простаковой у Митрофана и не возникало иных же ланий,кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.То же самое происходит при дворе.Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и повалятьсяв золотой грязи.

Тут себя любя отменно о себе одном пекуся об одном на стоящемчасе суетяся . Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они неоставляют двора двор им полезен , чины нередко выпрашиваются . Онизабыли, что такое душа, честь, благонравие.Но автор не оставляет надежды,что что-то может измениться.

Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой,запрещает ей вла ствовать в своем поместье. Тщетно звать врача к больнымнеисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится такой вывод делаетСтародум о жизни при дворе.За всем этим просматриваются радикальные меры,которые Фонвизин предлагает принять ограни чить власть Простаковых иСкотининых над крестьянами, а царя и придворных над всей российской жизнью.А вот сформулированныедраматургом жизненные правила, которым следовать должны настоящиедворяне 1 Имей сердце, имей душу, ибудешь человек во всякое время .2 Всякий найдет в себе довольносил, чтоб быть добродетельну.

Надобно захотеть решительно, а там всего будетлегче не делать того, за что б совесть угрызала .3 Прямую цену ему уму даетблагонравие. Без него умный человек чудовище.Оно неизмеримо выше всейбеглости ума .4 Любочестивый человек ревнуетк делам, а не к чинам .5 Одно почтение должно быть лестночеловеку душевное а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не поденьгам, а в знати не по чинам .6 Степени знатности рассчитываю япо числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел,которые нахватал на себя из высокомерия По моему расчету, не тот богат,который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, кото рый отсчитываету себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нуж ного .7 Что такое должность.

Это тотсвященный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда естьему столько дела есть люди, которым помогать, есть отечест во, которомуслужить.

Тогда не было б таких дворян, которых бла городство погребено с ихпредками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете незнаю .Все эти постулатысоответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.