Мифологические и библейские мотивы в романе Тургенева "Отцы и дети"

МИФОЛОГИЧЕСКИЕИ БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ ОТЦЫ И ДЕТИ В любом произведении литературы, естественно,созданном после Рождества Христова, так или иначе прослеживаются какие-нибудьрелигиозные, библейские, а вместе с тем и мифологические мотивы.Почему этопроисходит? Ведь писатель не всегда пишет именно о взаимоотношениях нашего мирас тем горним , который мы не в состоянии увидеть. Такое проникновениерелигиозных мо тивов в светскую литературу происходит потому, что вся нашажизнь подсознательно пропитана христианской культурой, с пер вых веков принятияхристианства Византией оно стало неотъемле мой частью нашего существования,независимо от того, каких жиз ненных позиций придерживается человек.

Влитературе мы видим то же стремление, даже в самых, на первый взгляд,нехристиан ских произведениях.Советское литературоведение умышленно скрывало, абольшин ство читателей не хотели задумываться об этих христианских идеях.Ихдействительно нужно видеть, они становятся понятны не с первого взгляда.Так и в романе Тургенева Отцы и дети не сразу можноих уг лядеть.

Действительно, ну что такого христианского в романе, ну Базаров,нигилист, переживает любовную коллизию, отрекается от своих убеждений и с этимумирает.Но здесь уместно будет вспомнить притчу о блудномсыне. В конфликте Базарова с отцами видится сходство с притчей, правда, неполное. Блудный сын уходит от отца, забывает свой дом, пере жив духовноепадение, и, что главное, сумев подняться, покаяв шись, возвращается домой.Внашем случае блудный сын уходит от отцов, уходит от того, что называетсякультурой, которая жила по колениями.

Возвращается ли он? Этот вопрос останетсяоткрытым. Будем надеяться, что да. С другой стороны, в святоотеческих тол кованияхпритча о блудном сыне понимается как возвращение нас, блудных детей, к ОтцуНебесному. Так как мы забыли Его из-за наших грехов.Простите, вы что,даже Все, отвечает Базаров . Для Николая Петровича это не понятно,как человек может забывать Бога! Ладно, отрицание искусства, творения чело веческихрук, еще можно понять, осмыслить, но отрицать то, что нельзя отрицать, этовыше, точнее, ниже Николая Петровича.

В этом эпизоде видна та жеперефразированная притча. По отноше нию к Базарову можно вспомнить и миф обЭдипе, который не яв ляется библейским повествованием, но в нем заключенглубокий философский смысл.Скитания царя Эдипа, выкалывание себе самому глазпохоже на скитания и страдания, правда, духовные, Базарова, его духовное самоослепление.В христианстве есть поня тие духовные очи , то есть взгляд человеческой душина мир. И не просто какое-нибудь его понимание, а понимание с точки зренияправославного духовного опыта.

И вот если у человека не оказыва ется тех самых духовных очей , то человек слепнет, спотыкается и падает.Интересно взаимоотношение Базарова с представителем итой реальности, которую он отрицает, с отцом Алексеем.Тургенев представляетего как человека либеральных взглядов в карты играет, даже иногда трубочкупокуривает, сделано это, наверное, для того, чтобы примирить его с Базаровым автор вывел образ о. Алексея не как пример идеального священника, а именно как немного нигилиста . Что же Базаров? Если он моей тарелки супа не съест, то яс любым человеком могу за столом сидеть . Взгляд нигилиста.

Но когда о. Алексейего соборует, то он подсознательно откликается на этот обряд когда святоекоснулось его груди, то нечто похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилосьна его помертвевшем лице . Вот здесь Базаров совершенно отрекается от своихпринципов именно тогда, когда над ним происходит церков ный обряд.Но не только в образе Базарова встречаютсяхристианские моти вы. Вторым центром произведения является образ Одинцовой.Один из критиков говорит о ней как о воплощении беса. Действи тельно, Одинцовахолодна, и холодна не только и не столько в об щении с людьми, сколько в душе.У нее холодная любовь, не согре тая теплом Христовой любви. Любовьэгоистическая.

Одинцова по хожа на Коробочку.Своеобразная Церцея,залавливающая в свои сети уставших от жизни путников.

Кстати говоря, именно оназаду вает свечу у смертного ложа Базарова, то есть она задувает своим холоднымдыханием жизнь Базарова.Можно сказать, что в романе Отцы и дети библейские мотивы имеют место лишь в связи с Базаровым, как с главным проблема тичнымцелым.