Афоризмы в романе Тургенева "Отцы и дети"

АФОРИЗМЫ В РОМАНЕ ОТЦЫ И ДЕТИ Половина стихов Горя от ума вошла в пословицы, как ипред сказывал А. С. Пушкин. О баснях Крылова нечего и говорить.Но в русской литературесуществует еще один источник афоризмов роман И. С. Тургенева Отцы и дети .Может быть, это не такой богатый источник, как стихи Грибоедова и Крылова,может быть, афористичность высказываний Базарова и других героев романа не такшироко вошла в наш речевой обиход, но и жанр философского романа Тургенева это не жанр комедии или басни.

И все же Природа не храм, а мастерская . Весь строй романаотрицает эту базаровскую философию. Сам Базаров к концу романа приходит косознанию своей ошибки. Но фраза осталась, а вторая половина ее человек в нейработник не раз выдавалась за синоним горьковского Человек это звучитгордо .Хорошо, конечно, что другое высказывание Базарова,всем из вестные слова о порядочном химике, не стало руководством к дей ствиюдля современных деятелей прогресса.Впрочем Забытая ныне дискуссия о физикахи лириках в пору научно-технической революции лет двадцать тридцать назадпроходила под этим зна ком.Удивительно точно и емко сформулировал Тургенев устамисвоего героя credo физиологов Павлова и др Мы с тобой те же лягушки , объяснял Базаров дворовым мальчишкам физиоло гиючеловека. Зловещий смысл этой фразы, вложенный в нее Тур геневым, раскрылся вначале XX века, когда Роковые яйца и Собачье сердце Булгакова показали весьужас такого подхода к природе и человеку.Афоризмы Базарова о воспитании человека, о психологиии сложной душевной жизни, которую он в начале своего поприща склонен былотрицать, тоже несут в себе пугающе-пророческий смысл, неясный, конечно, длягероя, но предчувствуемый автором.

Люди что деревья в лесу Отсюда один шагдо знаменитого Лес рубят щепки летят . Ни один ботаник, какговорил Ба заров, не станет заниматься каждою отдельной березой . Конеч но,если между древесиной и человеком не усматривается принци пиальной разницы адревесина это ведь даже не лягушка всег да найдется ботаник , которыйпустит на щепки русский лес . И пустили.Так вот, если первобытный человек видел в дереведриаду, в ручье наяду, то есть душу, то от физиолога Базарова, не желаю щеговидеть душу в самом человеке, один шаг до какого-нибудь киборга.

И вполне вдухе этой логики отношение Базарова к любви.

У лягушек разве есть любовь? А мыс тобой те же лягушки. Значит, нет таинственных отношений между мужчиной иженщиной.Mы, физиологи, знаем, какие это отношения . А женщины Свободно мыслят между женщин только уроды , считает Базаров.

В тота литарномгосударстве замечательный герой Тургенева сделал бы ка рьеру Благодетеля изромана Замятина. Личность отменяется, поэ тому все Мы . Любовь отменяется,всем выдаются билеты на физиологические отношения . Свобода мысли тоже ни кчему.Свободно не мыслят уже ни женщины, ни мужчины. Впрочем, для себя Базаровоставляет некоторую недосягаемую для других высо ту. Известно его высказывание Когда я встречу человека, кото рый не спасовал бы передо мной, тогда я изменюсвое мнение о самом себе . Значит, мы с тобой лягушки, твари дрожащие , аБазаров-то, оказывается, право имеет , говоря словами другого сверхчеловека ,который уже не лягушек распластал , а челове ка убил. И для Раскольниковачеловек тоже был лягушкой, вошью . Впрочем, некоторые интересные ванатомическом отно шении экземпляры таким сверхчеловекам даже очень нравятся.

Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомическийтеатр так оценивает Базаров прекрасный экземпляр той же лягушки . Когда-томы писали сочинение на тему Почему Одинцова не отве тила на любовь Базарова? А вы бы ответили на любовь индиви дуума, сладострастно прикидывающего, каклучше пустить вас под скальпель? Как и следовало ожидать, природа сумелаотомстить за себя, лягушка оказалась не тварью дрожащей , а царевной-ля гушкой ,тайну которой Базаров не постиг, спасовав перед непо стижимой природой ивеличием Вселенной.

Сообразил герой Турге нева довольно-таки поздно, что он атом , математическая точка . Раньше он готов был отказаться даже от неба Ягляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть , а теперь увидел, что можетбыть, точно, всякий человек загадка . Последний афо ризм в жизни Базарова его слова, обращенные к Одинцовой Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет .Поэтично.

И слова эти сказал уже не тот Базаров, который гордо провозгла шал Рафаэль гроша медного не стоит . И не тот Базаров, который рекомендовал неговорить красиво . Страшное, гибельное ослепле ние, за которое Базаровпоплатился жизнью, которое он осознал недаром последние его слова перифразиз Гамлета теперь темнота удел тех, кто посягает на загадку жизни,предсказан ный автором великого романа.Но у меня есть любимый герой в этом романе, и естьлюбимый афоризм.

Это, по-моему, ключевые слова произведения, сказанные ключевымгероем, Павлом Петровичем.Материализм, который вы проповедуете, был уже не разв ходу и всегда оказывался несостоятельным . Об этом и написан роман Тургенева.В романе показано, как потерпела крах передовая теория, выраженная в афоризмах,потому что никакие умники и сверхчеловеки, никакие Чацкие и Базаровы, самыепередовые и умные, не смогут понять живую жизнь , а тем паче сформулиро ватьее сущность в двух броских словах.Как видим, средства выражения авторской позиции втургенев ском романе многообразны.

Это и композиция произведения, и ав торскиехарактеристики, и комментарии, и деталь зачастую симво лическая , и пейзаж.Мотивы и образы предшествующей литерату ры реминисценции из пушкинской поэзии, Героя нашего време ни Лермонтова, баллад Жуковского, даже греческоймифологии создают своеобразный интертекст литературный и мифологическийконтекст романа, помогающий выявить авторскую позицию.

По-разному можноинтерпретировать такое, казалось бы, точное, ясное, напоминающее формулуназвание Ни отцы, ни дети , остроумно заметила Тургеневу одначитательница .И все-таки этот роман всегда останется одним из самыхзагадоч ных произведений мировой литературы наряду с Горем от ума Грибоедова в этих книгах отражены извечные противоречия чело веческой жизни максимализмюности и житейская умудрен ность, бескомпромиссность и умение прощать, дерзаниеи философ ская созерцательность Что лучше? Ответ на это в вечности, в спо койствии равнодушной природы , в последних, примиряющих строках романа.