Мцыри как романтический герой

МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Однойиз вершин художественного наследия Лермонтова является поэма Мцыри - плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору ввоображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную,протестующую речь перед своим слушателем - старшим монахом. В поэме Исповедь 1830 год, действие происходит в Испании герой,заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырскихуставов.УвлечениеКавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотойможет раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в порувысшего расцвета его дарования к созданию поэмы Мцыри 1840 год ,повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом.Перед Мцыри была написана поэма Беглец . В ней Лермонтовразвивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет изменник долгу,забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отцаи братьев.

Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже оттрупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище.

Поэма призывала кгероизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме Мцыри Лермонтовразвивает идею мужества и протеста, заложенную в Исповеди и поэме Беглец . В Мцыри поэт почти полностью исключил любовныймотив, игравший столь значительную роль в Исповеди любовьгероя-монаха к монахине . Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри сгрузинкой у горного потока.Герой, побеждая непроизвольный порыв молодогосердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы.

Патриотическаяидея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов декабристов.Лермонтов не разделяет этих понятий в одну, но пламенную страсть сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыримонастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливымии жалкими - стражи-монахи, сам он - рабом и узником.Его желание узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы , обусловлено страстнымпорывом к свободе.

Короткие дни для побега - это для него воля. Только внемонастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь кродным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именнопотому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины.Новместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши.Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках.

Освоем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах не случайноему снятся сражения, в которых он .побеждает, недаром мечты влекут его в чудный мир тревог и битв . Он убежден, что мог бы быть в краюотцов не из последних удальцов . Хотя судьба не дала Мцыри изведатьупоение битвой, но всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью онотличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит Ты помнишь, вдетские года слезы не знал я никогда . Волю слезам он дает лишь во времяпобега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастырезакалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства сгрозой.

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве сбарсом.Его не страшила могила, потому что он знал возврат в монастырь - этопродолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, чтоприближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивогопатриотизма.

Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться.Он итеперь бы рай и вечность променял за несколько минут жизни средиблизких стихи, вызывавшие недовольство цензуры . Не его вина, если ему неудалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил ссудьбой . Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительнымобразом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлисьукором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников издворянского общества.Кавказскийпейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя.Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой.

Заключенный вмонастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырыхплит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когдаозолотился восток.

Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочныйгерой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спорпотока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видитзубцы далеких гор и бледную полосу меж темным небом и землей , емучудится, что его прилежный взор мог бы следить через прозрачнуюсиневу неба полет ангелов.Характеру героя соответствует и стих поэмы .ПоэмаЛермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенныхстрастей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу врассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. ОднакоЛермонтов, создавший Мцыри в те годы, когда создавался иреалистический роман Герой нашего времени , вносит такие черты всвое произведение, которых нет в более ранних его поэмах.

Если прошлое героев Исповеди и Боярина Орши остается совершенно неизвестным,и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры тостроки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понятьпереживания и мысли героя.

Сама форма исповеди, характерная для романтическимпоэм, связана со стремлением глубже раскрыть - рассказать душу .Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны дляпоэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.Выразительносочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди образыогня, пламенности с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления.

Однажды русский генерал Романтическая поэма свидетельствовалао росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.Лермонтов вошелв русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, ивместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры.По словамБелинского, он внес в национальную литературу свой, лермонтовскийэлемент . Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик вкачестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал самобытную живую мысль в его стихах.

Повторял Белинский Вседышит самобытною и творческою мыслью.