Лирический герой в поэзии А. А. Блока

Лирический герой в поэзии А. А. Блока Имя Александра Александровича Блока тесносвязано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя вРоссию из Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениямирусской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений,среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место.Своеобразие позиции поэта во многом ужеотразилось в первые годы его творчества в образах лирического героя.Характернов этом отношении стихотворение Фабрика . С одной стороны, обращениепоэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя.Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизнитакже весьма показательны. Стихотворение рисует три образа собравшихся у воротлюдей, кого-то недвижного, черного, считающего пришедших, и, наконец,лирического героя, говорящего Я вижу все с моей вершины Нахождение на вершине - это как бы начальная точка творчества самого поэта, изкоторой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.Ранние стихотворения Блока пронизаныобразом Прекрасной Дамы.Его раскрытию и постижению поэт посвятилцелый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека,влюбленного поэта ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови ДмитриевнеМенделеевой, жене поэта . Поэт преклоняется перед идеалом красоты иженственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. Встихотворении Вхожу я в темные храмы , поводом для созданиякоторого стала встреча Блока с Л. Д. Менделеевой в Исаакиевскомсоборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинскойМадонной.

Это чистейшей прелести чистейший образец . Лирическийгерой этого периода творчества Блока - романтик, для которого любовь - высшая ценность.Образ-символ получил другое освещение встихотворении, ставшем символом самого поэта, Незнакомке . Темуэтого стихотворения можно определить следующей фразой идеал, потребностькрасоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью.

Эту двойственностьпоэт отразил и в композиции произведения оно делится на две части.

Перваячасть пронизана настроением ожидания друга единственного - мечты,идеального образа Незнакомки.

Но место встречи с ней - трактир. Умело нагнетаяописанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлостипроисходящего, автор мотивирует состояние лирического героя.ПоявлениеНезнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, чтов художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образовприроды на противоположные.

Они как бы освещены с другой стороны. Итог же -возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи.Единственноевозможное - продлевать его Ты право, пьяное чудовище, я знаю - истина ввине .В этом стихотворении проявляется тонкийпсихологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний оченьважна для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все жене давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени.Это удалось сделать в поэме Соловьиный сад . Основа сюжета этойпоэмы - неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви вреальность.

Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образыпоэмы имеют библейское звучание.На осле ехал Иисус, чтобы указать праведныйпуть, истину. Сад и его хозяйка - это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделенытолько оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в тойжизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.В поэме решаются философские проблемы выбора жизненного пути, любви.

Герой обогащен новым знанием, но он и опустошенбеззаботным счастьем.Образ опустошенного жизнью, с нелегкойсудьбой человека появляется в стихотворении О доблестях, о подвигах, о славе .Это стихотворение автобиографично.Ведь незадолго до создания этогостихотворения Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связьлирического героя с самим поэтом.

В каждом его стихотворении этот образ несетне только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестникомобщечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных,реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннегомира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Онполностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.