Иван Алексеевич Бунин

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН 1870-1953 г. Русским классиком рубежа двухстолетий назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзномсъезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы ивыдающимся поэтом начала XX века.Писатель-реалист видел и неминуемоеразрушение, и запустение дворянских гнезд , наступление буржуазныхотношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старойдеревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян.Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связичеловека с природой, о тончайших движениях души. Литературная деятельностьБунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писатель втаких рассказах, как Кастрюк , На чужой стороне , На хуторе и других, рисует безысходную нищету крестьянства.

Врассказе На край света 1894 г. автор рисует эпизоды переселениябезземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагическиепереживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думыстариков.

Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народнойжизни.Происходит знакомство с Чеховым, Горьким.В эти годы Бунин пытается сочетать реалистическиетрадиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка . Так в рассказе Антоновские яблоки 1900 г. показаны внешне не связанные эпизодыжизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустьюи сожалением.

Однако в рассказе не только тоска по запустелым дворянскимгнездам . На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любвик родине, утверждающее счастье слияния человека с природой.И все-таки социальные проблемы не исчезаютв его произведениях. Вот бывший николаевский солдат Мелитон Мелитон , которого прогнали плетьми сквозь строй ,потерявший семью.В рассказах Руда , Эпитафия , Новаядорога встают картины голода, нищеты и разорения деревни.

Эта социальнаяобличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят вечные темы величие жизни и смерти, неувядающая красота природы Туман , Тишина . По этому поводу Олистопаде . Горький писал Люблю я отдыхать душою на том красивом,в котором вложено вечное, хотя и не приятного мне возмущения жизнью, нетсегодняшнего дня, чем я по преимуществу живу В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться к повести о деревне рассказ Деревня . Деревенская жизнь дана через восприятия братьевТихона и Кузьмы расовых.

Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, олености русского народа. Тихон - крупный кулак, беспощадно расправляется скрестьянским волнением.У автора заметно сочетание безотраднойкартины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, нет просвета вбудущее народа.Но он правдиво показывает в Деревне косность,грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые былирезультатом векового угнетения.

В этом сила повести. Это заметил Горький Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле.Дорогаблагородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще неписали . Деревня - одно из лучших произведений русской прозыначала XX века.В 1911-13 гг. он все шире охватываетразличные стороны русской действительности и вырождение дворянства Суходол , Последнее свидание , и уродливость мещанскогобыта Хорошая жизнь , Чаша жизни , и тему любви, котораячасто бывает пагубной Игнат , При дороге . В обширномцикле рассказов о крестьянстве Веселый двор , Будни , Жертва и другие писатель продолжает тему Деревни .В повести Суходол решительнопересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение передкрасотой угасающих дворянских гнезд . Идея кровного единенияпоместного дворянства и народа в повести Суходол сочетается смыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной винеперед ними.Протест против фальшивой буржуазной морализаметен в рассказах Братья , Господин из Сан-Франциско .В рассказе Братья написан после поездки на Цейлон даны образыжестокого, пресыщенного англичанина и молодого туземца - рикши,влюбленного в девушку туземку.

Конец плачевен девушка попадаете домтерпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушениеи смерть.В рассказе Господин изСан-Франциско писатель не дает имени герою.

Американский миллионер, всюжизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерьюедет в Европу на Атлантиде , роскошном пароходе тех лет. Онсамоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены заденьги. Но все ничтожно перед смертью.

В гостинице на Капри внезапно онумирает.Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход.Бунин показал, что господин из Сан-Франциско новый человек со старымсердцем , по выражению Бунина принадлежит к лику тех, которые ценойнищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогиеликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши ихсуществования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры.Только один капитан корабля знает, что это нанятые влюбленные , заденьги играющие в любовь для сытой публики.

И здесь контраст жизни богатых илюдей из народа.Образы тружеников овеяны теплотой и любовью коридорныйЛуиджи, лодочник Лоренцо, горцы волынщики , они противостоят аморальному илживому миру сытых. Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что ив рассказе Братья .Ужасам войны Бунин противопоставляеткрасоту и вечную силу любви - единой и непреходящий ценности Грамматикалюбви . Но иногда и любовь несет обреченность и гибель Сын , Сны Ганга , Легкое дыхание . После 1917 года Буниноказался в эмиграции.В Париже пишет цикл рассказов Темныеаллеи . Особенно привлекательны женские образы.

Любовь - высочайшеесчартье, но она бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной Холодная осень , Париж , На чужбине .Роман Жизнь Арсеньева 1924-28гг. написан на автобиографическом материале тема родины, природа, любовь,жизнь и смерть . 3десь порой поэтизируется прошлое монархической России.

Героическая война России с фашистскойГерманией волновала художника, он любил свою родину.Бунин близок Чехову, писал русскиеновеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунинне стремился к острозанимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа.Признанныймастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом.

В 80-90- х гг. любимой темойстихов была природа Листопад . Вот образ осени, тихойвдовой вступающей в лесные хоромы Лес, тoчнo терем расписной,Лиловый, золотой, бaгpяный,Веселой пестрою толпойСтоит нaд светлою поляной. Появлялись и декадентские мотивы, ноненадолго. Гражданские стихи Джордано Бруно , Ормузд , Пустошь и другие.Даны реалистичные картины деревенского иусадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей Пахарь , Сенокос , На Плющихе , Песня . Бунин былпревосходным переводчиком Каин и Манфред Байрона, Крымские сонеты Мицкевича, Песня о Гайавате Лонгфелло переводы из Шевченко - Завещание . Для нас важна высокая поэтическаякультура Бунина, его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм егохудожественных образов, совершенство форм его произведений.