Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница", "Снегурочка"

ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО ГРОЗА , БЕСПРИДАННИЦА , СНЕГУРОЧКА Два емкиххудожественных символа скрепляют смысл Грозы . Первый - заглавный,мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе иразбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини.Второй - великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и еемогила. Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вотглавное, что было в характере Катерины.Она и в Бога верила свободно, не из-подпалки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавалаавторитет.

По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей впокаянии, сама себя покарала.Причем самоубийство для верующего человека- грехеще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказалсяу нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда намилосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.Катерина -истинно трагическая героиня.

Герой трагедии всегда нарушитель некоторогопорядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективноего поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличнойсилы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина.Она имысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила и чтобезосновательно приписал ей Добролюбов . Но свободно отдавшись впервыепосетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный покой инеподвижность.

Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной еегибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни аКатерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического иживого в этом мире в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него сталауходить свобода, т.е. сама жизнь.В сорокаоригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нетгероев-мужчин.Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральноеместо в пьесе.

Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души.Катерина Кабанова - лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают схарактером Ларисы Огудаловой из Бесприданницы . Основанием длясравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и,главное, гибель в финале. Но и только. По сути характеров Катерина и Лариса,скорее, антиподы.Лариса не имеет главного, что есть у Катерины цельностихарактера, способности на решительный, энергический, как говорил Добролюбов,поступок.

В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Номир Бесприданницы иной, нежели в Грозе в 1878 году,когда написана пьеса, в России утвердился капитализм.В Грозе лишьначало его. Купцы Грозы только становятся буржуазией, этопроявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают,мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить своиустремления к свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются, утверждаетсяобман и лицемерие Кабаниха, Варвара , которые так противны Катерине.

Лариса -тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимыедля Катерины.Прежде всего,Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищетвозвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге,ей нужно богатство.Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и еекумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытностьмолодости и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия,как бабочку пламя свечи.

А силы характера, цельности натуры нет. Казалось бы,образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест вотличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях натура.Слабая нетолько для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, нодаже для того, чтобы хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни,которая кипит вокруг нее. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках.

Прекрасная,как сказал о своей бедной Лизе Карамзин кстати, недаром Лариса наряжается во 2акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии , душою и телом Ларисасама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевногохолодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.Весенняя сказка Снегурочка 1873 в силу своей фольклорной формы удалена отсоциальной реальности российского общества времен и Катерины, и Ларисы, но всилу этого же обстоятельства пьеса многое объясняет в представленияхОстровского о природе женских характеров, чувств, о смысле любви.

В Снегурочке две героини, обе испытывают любовные муки, нопо-разному, потому что Снегурочка и Купава воплощают разные типы женскиххарактеров. Купава во многом похожа на Катерину, роднит их горячеесердце так называется другая пьеса и тоже о любви и сердечных мукахмолодой купеческой дочки . Главное для них - любовь, в которой единственномогут проявить они свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Ноизбранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже весьма волеваяи незаурядная, изменяет ей, и только с пастушком Лелем Купава находит утешениеи счастье в браке.

Иное делоСнегурочка.Дочь старика Мороза и ветреной красавицы Весны не знает любви, девически чиста ее душа , ей странно, что передрались всепарни за нее . Когда Купава упрекает ее в том, что Снегурочка разлучила еес женихом - Мизгирем, Снегурочка произносит ключевую для своего характерафразу Снегурочка чужая вам . Она чужая не только любвеобильнойподружке и ее изменчивому избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, длякоторых любовь - главная ценность, смысл и цель жизни.

Конечно, в сказке все этополучает фантастическую мотивировку.И столь же сказочно, от матери,повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка получает великий дарлюбви и буквально бросается на шею Мизгирю, который раньше пугал ее силой своейстрасти. Но недолго ее девичье счастье, в дело опять вмешивается мифологическаясила, и под палящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника Мороза в стремленииобрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает. Последний монолог ееполон глубокого смысла великий дар природы, способность любить двойственна,Купаву она приводит на вершину полноты жизни, для Снегурочки оборачиваетсягибелью.