Теория Родиона Раскольникова и ее крушение

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение Роман Преступление и наказание был задуман Достоевским еще на каторге.Тогда он назывался Пьяненькие , но постепенно замысел романатрансформировался в психологический отчет одного преступления . СамДостоевский в письме издателю М. И. Каткову четко перескажет сюжет будущегопроизведения Молодой человек, исключенный из студентов университета иживущий в крайней бедности, поддавшись некоторым странным неоконченнымидеям решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбиводну старуху При этом деньги, полученные таким путем, студент хочетупотребить на благие цели закончить курс в университете, помочь матери исестре, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклоннымв исполнении гуманного долга к человечеству .В этомвысказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы студент,живущий в крайней бедности и поддавшись некоторым страннымнеоконченным идеям . Именно эти две фразы являются ключевыми для пониманияпричинно-следственной связи романа.

Что было раньше бедственное положениегероя, приведшее к болезни и к болезненной теории, или теория, явившаясяпричиной ужасного положения Раскольникова.Достоевский всвоем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнениюписателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает,делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самуюпреступную.

Значит, делать жизнь по теории нельзя.И потому главная философскаямысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений,а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненнымипроцессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своейоснове на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других.

И убийствостарухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере.Такойспособ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точкизрения самого Раскольникова.

Но он совершил его сознательно, переступил черезсвою человеческую натуру, переступая через самого себя. Своим преступлениемРаскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. Яне старуху убил, я себя убил признался он Соне Мармеладовой. Этаотрезанность от людей мешает Раскольникову жить.Человеческаянатура его не принимает этого отчуждения от людей.Оказывается, человек неможет жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников.Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идетпо множеству направлений, и каждое приводит в тупик.

Раскольников по-прежнемуверит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможностиобщения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как думает обубийстве Лизаветы.И он старается не думать, потому что если начнет думать, тонепременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - ккакому разряду людей.

По логике его теории они должны быть отнесены к низшему разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова можетобрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны.Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает.Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этогопережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина иСвидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть.

Мать,сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? Человеческая натураего здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теорияпобедила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуресвоего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова тот снова убивает старуху, а она над ним смеется.Сон, в котором автор выноситпреступление Раскольникова на суд народный.

Эта сцена обнажает весь ужас деянияРаскольникова. Достоевский не показывает нравственного воскрешения своегогероя, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобыпоказать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной можетбыть эта идея, какой преступной.Идея героя оправе сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.