Петербург Достоевского и Толстого

Петербург Достоевского и Толстого Два величайших писателя, Ф.М. Достоевскийи Л.Н. Толстой, почему -то в равной степени недолюбливали творение ПетраВеликого, его детище - Петербург. Это свое негативное отношение к севернойстолице они отразили в своих бессмертных произведениях.Редко гденайдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как вПетербурге констатирует Свидригайлов, герой романа Ф.М. Достоевского Преступлениеи наказание . И действительно, Петербург театрально красив, но абсолютноплосок и прям, как шахматная доска.

Единственное отступление от плоскости - этоарки мостов, единственное нарушение прямизны - это изгибы рек и каналов. Петербургбыл построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственностьдавит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красотами этого города иодновременно сходить с ума от ощущения замкнутости и одиночества.Это происходит с героями романовДостоевского.На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня,всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известнаякаждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу все это неприятнопотрясло и без того уже расстроенные нервы юноши пишет Достоевский в Преступлении и наказании , прослеживая связь между исступленными мыслями Раскольникова и черепашьейскорлупой его каморки.

Эта каморка является своеобразным символом болееграндиозной, но столь же душной каморки - большого города.Только в духотеузких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных иоскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти имолодости Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся на аршине пространства , дополняет чувство духовного одиночествачеловека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением инедоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего.

Подпьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладовстрашную историю своей жизни.В романе возникает образ Петербургамертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека необычнымхолодом веет на Раскольникова от этой великолепной панорамы духомнемым и глухим полна для него эта картина . Если для Достоевского Петербург - этохолодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов,дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город - соучастник преступленияРаскольникова, то для Толстого Петербург - замкнутое пространство, тюрьма для души, где положительный герой в полной мере ощущает своеодиночество.

Вспомним, как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов игостиных.

Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встречес ним Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для меня .Петербург для Толстого - это источникискушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияетна Пьера после того, как он стал наследником графа Безухова.Он пускается вовсе тяжкие пьет, кутит, устраивает нелепые шалости вроде случая с медведем,ведет праздный, бессмысленный образ жизни.Подобно напряженной искусственностиархитектуры этого города, искусственность и фальшь царят в душах представителейпетербургского высшего света.

Интриги, придворные сплетни, карьера, богатство -вот их интересы, вот все, чем они живут.Все здесь насквозь пропитано ложью идежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужих нескромныхвзглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любезность таких, какДрубецкой.

В этом обществе нет ничего правдивого, естественного, простого того, что так ценит в человеке Толстой . Их речь, жесты, интонация и поступкиопределяются условными правилами светского поведения . Город, в которомони живут, сыграл с ними мрачную шутку, наложив свой отпечаток на их души онсотворил их по своему образу и подобию.Несмотря на то, что два величайшихписателя по-разному изобразили Петербург в своем творчестве, отношение их кгороду одинаковое оба они не любят и не принимают его.