Общая характеристика романа Гончарова "Обломов"

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОГО ИЗ РОМАНОВ И.А.ГОНЧАРОВА ОБЛОМОВ . Дваобстоятельства творческой истории романа Обломов нужно иметь ввиду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованнымфрагментом романа в 1849 году стал Сон Обломова - увертюра всего романа , тем не менее, вокончательном тексте занявшая место 9 главы 1 его части. Сон является средоточием авторской мысли в романе.Второе обстоятельство - перерывв писании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции наДальний Восток на фрегате Паллада в качестве секретаря начальникаэкспедиции.

Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковаякнига Фрегат Паллада завершена одновременно с романом в 1858году оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Геройкниги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов.Кругосветное плавание,международные связи, дух прогресса, дух торговли и империализма - все это длязападника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Обломова ипомогло завершить роман об умирании воли, затухании личности, гибели дарованийв безвоздушном пространстве барства и рабства, бюрократического бездушия иэгоистического делячества.

В СнеОбломова есть характерная деталь - отношение господ к знаниям и обучениюбарчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякийтруд неприятен.Сну предшествует эпизод с несостоявшимся переездомОбломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу Другие не хуженас, да переезжают , которая так обидела и возмутила Обломова.

Ведь онпретендует на исключительность Кажется, подать, сделать - естькому , ни голода, ни холода никогда не терпел хлеба себе незарабатывал и вообще черным делом не занимался . Слова Захара - результатвоздействия петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, которыйпереместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы.Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что барин для нихвсегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобноОбломову, лишь в умственном плане преобразований в имении определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначилжалованье . Т.е. Обломовка - этоторжество крепостнических отношений.1 часть романамало действенна Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим вПетергоф , но в ней свернута эволюция Обломова детство с внушениемидеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, хотяисключительность свою тоже не утвердил, зато мечтает о путешествии длясозерцания шедевров вспомним пушкинское Из Пиндемонти , а своюисключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару.

Гончаровподчеркивает вредность фольклора в воспитании ребенка в нем богатырь побеждаетбез труда, волшебным образом.

Изображение обитателей Обломовки эпически в духеГомера или наших былин гиперболизировано, таким же представлен и дремлющий надиване Обломов даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь.В Обломовезагублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность книжестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости.

Онпогряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытываетнеобходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его мысленный план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизмего взглядов на жизнь.Ясно, чтоОбломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные захары отнего.В то же времяидеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазногоуклада.

В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию путемтруда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчивотребует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей иэнергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибосчитает идеал Обломовки незыблемой нормой.Для Штольца норма - буржуазнаяделовая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другиевизитеры, зовет Обломова в Петергоф.Во 2 частиромана описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальныхначал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная игармоничная личность русская мать и педантичный немец-отец . Несмотря на всевзаимные различия, Штольц способен понять Обломова.

Это тип новой эпохи,деятельный разночинец.Во 2 частивстает вопрос о путях прогресса русского общества.Критика Обломовым отсутствияв прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллическойОбломовки, придает последней актуальный общественный смысл.

Это заставляетвидеть в Обломове дворянского интеллектуала, лишнего человека ,имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине,духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнееполюбить отечество.Слово обломовщина произносит Штольц, обозначая им комплекс причин,вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что этопрежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность.При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не естьиндивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественногонастроения в целом, выражение общественного неустройства.Итак, 1 частьобрисовала обломовщину, 2 часть объяснила ее. Герой решил поехатьпутешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировализначальную слабость своей натуры Ольга активнее, практичнее.

Любовь Обломовавозвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. 2 частькончается летним объяснением в любви, 3-ю часть заключают осеннее затуханиестрасти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдоваПшеницына, вторая героиня обломовского романа . Ведь любовь дворянинадвойственна отвлеченно-романтическая, целомудренно- духовная - к дворянке-невесте-ровне и грубочувственная барская страсть к простолюдинке - экономке, наложнице.В начале романаОбломовку заменила квартира на Гороховой, теперь - дом на Выборгской.

И опятьвернемся к композиции романа очень стройной и логичной 1 часть моногеройная- Обломов как таковой, во 2 и 3- сопоставление его соШтольцем дворянин и разночинец и Ольгой пассивная и активная натуры . В 4части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку - мир среднихчиновников и городского мещанства.

И здесь живут деятельно активные люди, ихтрудом держится эта, тоже патриархальная идиллия.

Во Сне Обломова крестьянский труд дан издали, здесь - крупным планом, но не крестьянский.С огромнойхудожественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и моральность женскойсамоотверженности в заботах о семье, женский домашний труд.Имя АгафьиМатвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской Женитьбы героевкоторой напоминают Обломов и Тарантьев в 1 части , а отчество - у своей матери,которая рано овдовела, стала жить с барином, в доме которого будущий классикнашей литературы и получил дворянское воспитание.Самоотверженностьдеятельных простолюдинок Пшеницыной и жены Захара - Анисьи сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это две стороны патриархальногоидеала Обломовки.

Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ееосмысленный творческий труд хотя бы в области кулинарного искусства во имяблагополучия ближнего освещают новую Обломовку.В последнейчасти романа герой проявляет новые черты характера решается вступить в брак снеровней.

Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные идиллии - Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком,а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.