Столкновение "века нынешнего" и "века минувшего" в "Горе от ума"

СТОЛКНОВЕНИЕ ВЕКА НЫНЕШНЕГО - И ВЕКАМИНУВШЕГО Главнаяроль, конечно роль Чацкого, без которого небыло комедии, а была бы, пожалуй,картина нравов . И.А. Гончаров Нельзя несогласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяет конфликт комедии -конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появлятьсялюди с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, неприспосабливаются, не зависят от общественного мнения.Поэтому в атмосференизкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их столкновение собществом неизбежным.

Проблема взаимопонимания века нынешнего и века минувшего была актуальна для времени создания Грибоедовымкомедии Горе от ума , актуальна она и в наши дни. Итак, в центрекомедии - конфликт между одним здравомыслящим человеком по оценкеГончарова и консервативным большинством . Комедия Грибоедоварассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума. Ибо умных людейреакционеры считали вольнодумцами.Именно на этом основано внутреннее развитиеконфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между веком нынешним и веком минувшим . Векминувший в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, иСкалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Одним словом ихмножество.

Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московскогодворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив,учтив, остроумен, весел, в общем радушный хозяин. Но это лишь внешняясторона.Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне.

Это убежденныйкрепостник, яростный противник просвещения. Собрать все книги бы дасжечь восклицает он. Чацкий же, представитель веканынешнего , мечтает в науку вперить ум, алчущий познаний . Еговозмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе.Если Фамусов мечтаетповыгоднее выдать замуж свою дочь Софью, прямо говоря ей Кто беден, тоттебе не пара , то Чацкий жаждет возвышенной любви, перед котороймир целый - прах и суета . Стремление Чацкого - это служить отечеству, делу, а не лицам . Он презирает Молчалина, привыкшего угождать всем людям без изъятья Хозяину, где доведется жить, Начальнику, скем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, дляизбежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была!Все вМолчалине поведение, слова - подчеркивают малодушие делающего карьерубезнравственного человека.

Чацкий с горечью говорит о таких людях Молчалины блаженствуют на свете! Именно Молчалин лучше всехустраивает свою жизнь.

По-своему он даже талантлив. Он заслужил расположениеФамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характераон дорожит больше всего умеренностью и аккуратностью.Вовзаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваютсявзгляды века минувшего на карьеру, на службу, на то, что большевсего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких.Он уважает лесть и низкопоклонство.Он хочет убедить Чацкого служить, настарших глядя , подставить стул, поднять платок . На что Чацкийвозражает Служить бы рад, прислуживаться тошно . Чацкий оченьсерьезно относится к службе.

И если Фамусов относится к ней формально,бюрократически подписано, так с плеч долой , то Чацкий говорит Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа . Оделах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, чтобмножество не накоплялось их .Другимпредставителем века минувшего является Скалозуб.

Именно такого зятямечтал иметь фамусов. Ведь Скалозуб - и золотой мешок, и метит вгенералы . Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционерааракчеевского времени. Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров имазурки , он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. Ученостью меня не обморочишь говорит Скалозуб.Совершенноочевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителеймолодого поколения проявлять свои негативные качества.

Так Софья используетсвой острый ум для откровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого.Софья вполне соответствует морали отцов . И хотя она умная девушка,с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, всеравно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницейобщепринятых в этом кругу взглядов.Она не понимает Чацкого, она не доросла донего, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики.

Не понимает онаи Молчалина, который любит ее по должности . В том, что Софья сталатипичной барышней фамусовского общества, она не виновата.Виноватообщество, в котором она родилась и жила, она загублена, в духоте, куда непроникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха Гончаров Мильон терзаний . Очень интересен еще один персонаж комедии. ЭтоРепетилов.Он совершенно беспринципный человек, пустомеля , но онединственный считал Чацкого высоким умом и, не веря в егосумасшествие, назвал свору фамусовских гостей химерами и дичью . Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше ихвсех.

Так! Отрезвился я сполна восклицает Чацкий в концекомедии. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этого произведениядалеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так Чацкийсломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный ударкачеством силы свежей . И я полностью согласна с Гончаровым, считающим,что роль всех Чацких - страдательная , но в то же время всегда победительная .Чацкийпротивостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяеви подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков.

В своем знаменитом монологе А судьи кто он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовскогомира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, гдепомещики меняли людей-крепостных, спасавших и честь, и жизнь нераз на борзые три собаки . Чацкий защищает настоящегочеловека, гуманность и честность, ум и культуру.Он защищает русский народ,свою Россию от плохого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россиюграмотной, культурной.

Он защищает это в спорах, разговорах со всемидействующими лицами комедии Горе от ума , направляя на это весь свойум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мститЧацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный укладжизни.Век минувший , то есть фамусовское общество, боится такихлюдей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который являетсяосновой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищаетсяФамусов, Чацкий называет веком покорности и страха . Сильнофамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого.Это упоминаемые лица двоюродный брат Скалозуба Чин следовал ему - онслужбу вдруг оставил , племянник княжны Тугоуховской.

Сам Чацкийпостоянно говорит мы , один из нас , выступая такимобразом не только от своего лица. Так А.С. Грибоедов хотел намекнуть читателю,что время века минувшего проходит, а ему на смену приходит век нынешний , сильный, умный, образованный.Комедия Горе от ума имела огромный успех.

Она разошлась в тысячахрукописных экземпляров еще до того, как была напечатана.Передовые люди тоговремени горячо приветствовали появление этого произведения, а представителиреакционного дворянства были возмущены появлением комедии. Что же это -столкновение века минувшего и века нынешнего ? Конечно,да.Нам ценнагорячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, и совершенно справедливыеслова написаны на могильном памятнике А.С. Грибоедова Ум и дела твоибессмертны в памяти русской.