Дно жизни - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне"

Дно жизни - трагический образ пьесы А. М.Горького На дне Пьеса Горького На дне была написана в 1902 году для труппы МосковскогоХудожественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобратьточного названия пьесе. Первоначально она называлась Ночлежка ,затем Без солнца и, наконец, На дне . В самом названииуже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда неподнимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова врусской литературе.Вспомним героев Достоевского, которым тоже уже некудабольше идти . Много сходных черт можно найти у героев Достоевского иГорького это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров.

Только он ещеболее страшно и реалистично показаны Горьким.В пьесеГорького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой,беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мироваядраматургия еще не знала.Под сводами костылевской ночлежки оказались людисамою различного характера и социального положения.

Каждый из них наделенсвоими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честномтруде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенныйвоспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой,настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положениесейчас.Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, -трагические жертвыуродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком иобречен влачить жалкое существование.

Горький не даетподробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые онвоспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора.В немногих словах рисуетсятрагизм жизненной судьбы Анны. Не помню, когда я сыта была говоритона Над каждым куском хлеба тряслась Всю жизнь мою дрожала Мучилась как бы больше другого не съесть Всю жизнь в отрепьях ходила всю моюнесчастную жизнь Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле Работынет силы нет Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо Вот правда! Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Человекпредоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит дно , неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованыжизнью до последней степени.И даже здесь, вэтом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы дна . Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева,одного из хозяев жизни , который готов даже из своих несчастных иобездоленных постояльцев выжать последнюю копейку.

Столь же отвратительна и егожена Василиса своей безнравственностью. Страшная участьобитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, кчему призван человек.Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, средижалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественнымгимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существуеттолько человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Этовеликолепно! Это звучит- гордо! Гордые слова отом, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют тукартину действительного положения человека, которую рисует писатель.

И этотконтраст приобретает особый смысл Пламенный монолог Сатина о человеке звучитнесколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, какушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал самписатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер выразитель мыслейавтора , но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителямичьих-либо идей вообще.

Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина,самого свободолюбивого и справедливого персонажа.