Сатирические произведения Маяковского

САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО. Сатирические произведенияВ.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранниегоды он сотрудничал в журналах Сатирикон и Новыйсатирикон , а в своей автобиографии Я сам под датой 1928 , то есть за два года до смерти, написал Пишу поэму Плохо в противовес поэме 1927 года Хорошо . Правда, Плохо поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и впьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный пафос менялись.Рассмотрим ихподробнее.

В ранней поэзии В.Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосомантибуржуазности, причем он носит романтический характер.В поэзии В. Маяковского возникаеттрадиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского я - бунт, одиночество недаром часто стихи раннего В.Маяковскогосравнивают с лермонтовскими , желание дразнить, раздражать богатых и сытых,иными словами, эпатировать их. Для тогдашней поэзии направления, к которомупринадлежал молодой автор футуризма - это было типично.

Чуждая обывательскаясреда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную вмир низменных интересов, в мир вещей Вот вы, мужчина, у васв усах капустаГде-то недокушанных,недоеденных щей Вот вы, женщина на васбелила густо,Вы смотрите устрицей израковин вещей . Уже в ранней сатирической поэзииВ.Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирическойлитературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так,он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэтобозначил как гимны Гимн судье , Гимнученому , Гимн критику , Гимн обеду . Как известно,гимн - это торжественная песнь.

Гимны же Маяковского - это злая сатира.Егогерои - это судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни изавещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным иунылым. В качестве места действия своего гимна поэт называет Перу, но подлинныйадрес вполне прозрачен.

Особенно яркий сатирический пафос слышится в Гимне обеду . Герои стихотворения - те самые сытые, которые обретаютзначение символа буржуазности. В стихотворении возникает прием, который влитературной науке носит название синекдоха вместо целого называют часть.В Гимне обеду вместо человека действует желудок Желудок в панаме! Тебяль заразятвеличием смерти для новойэры Желудку ничем болеть нельзя,кроме аппендицита и холеры! Своеобразным поворотныммоментом в сатирическом творчестве В.Маяковского стала сочиненная им в октябре1917 года частушка Ешь ананасы, рябчиковжуй,День твой последнийприходит, буржуй . Здесь еще и ранний романтический поэт, иВ.Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти.

Эти отношения- поэт и новая власть - складывались далеко не просто, это отдельная тема, ноодно несомненно - бунтарь и футурист В.Маяковский искренне поверил в революцию.В автобиографии он писал Принимать или не принимать? Такого вопроса дляменя и для других москвичей-футуристов не было. Моя революция .Сатирическая направленность поэзии В.Маяковского меняется.

Во-первых, е героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной дляпоэта, она ддала обильную пищу его творчеству.В первые годы после революцииэто стихи, которые составляли окна РОСТА , то есть Росойскоготелеграфного агентства, выпускающих агитационные плакаты на злобу дня. В.Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник - кмногим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось какединое целое в традиции народных картинок - лубков, также состоявших изкартинок и подписей к ним. В Окнах РОСТА В.Маяковский используеттакие сатирические при мы, как гротеск, гипербола, пародия - так, некоторыенадписи создаются на мотивы известных песен, например, Во Францию двагренадера или известной по шаляпинскому исполнению Блохи .Персонажи их - белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи -непременно в цилиндре и с толстым животом.К новой жизни Маяковский предъявляетмаксималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают еепороки.

Так, большую известность приобрели сатирические стихотворенияВ.Маяковского О дряни , Прозаседавшиеся . Последнеесоздает гротексную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотяна фоне того, что мы знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта ихслабость выглядит довольно безобидно.

В Прозаседавшихся возникаетгротескная картина.В том, что сидят людей половины , не толькореализация метафоры - люди разрываются пополам, чтобы все успеть но и самацена таких заседаний.

В стихотворении О дряни к В.Маяковскомусловно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидныедетали быта вроде канарейки или самовара приобретают звучание зловещих символовнового мещанства.В финале стихотворения возникает гротескная картина -традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портретаМаркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головыканарейкам.

Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, вкотором канарейки приобрели столь обобщенное значение.Менее известнысатирические произведения В.Маяковского, в которых он выступает не с позициивоинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из такихстихотворений - Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийскоммасштабе . Здесь революционное стремление к глобальной переделке мираприходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека.

Бабе,которой грязью обдало рыло на непролазной Мясницкой улице, нет деладо глобальных всероссийских масштабов.В этом стихотворении можно видетьперекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского изповести М.Булгакова Собачье сердце . Таким же здравым смысломпронизаны сатирические стихи В.Маяковского о страсти новых властей к тому,чтобы всем и всему давать имена героев - так, в стихотворении Ужасающаяфамильярность появляются придуманные поэтом, но вполне достоверные Гребенки Мейерхольд или Собака имени Полкан . В 1926году В.Маяковский написал стихотворение Строго воспрещается Погода такая,что маю впору.Май - ерунда.Настоящее лето.Радуешься всему носильщику,контролеру билетов.Руку само подымает перо,и сердце вскипает песеннымдаром.В рай готов расписать перронКраснодара.Тут бызапеть соловью-трелеру.Настроение - китайскаячайница!И вдруг на стене - Задаватьвопросы контролеру строго воспрещается! - И сразусердце за удила.Соловьев камнями с ветки.А хочется спросить -Ну, какдела?Как здоровьице? Как детки? -Прошел я, глаза к земленизя,только подхихикнул, ищапокровительства,И хочется задать вопрос, анельзя - еще обидится правительство! В стихотворении происходит столкновениеестественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, сканцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчиненоправилам, осложняющим людям жизнь.

Не случайно стихотворение начинаетсявесенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, самыеобыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение,песенный дар. В.Маяковский находит удивительное сравнение Настроение -китайская чайпща Сразу же рождается ощущение чего-то радостного,праздничного.

И все это перечеркивает строгий канцеляризм.Поэт с поразительной психологическойточностью передает ощущение человека, который становится предметом строгогозапрета - он делается приниженным, уже не смеется, а подхихикивает, ищапокровительства . Стихотворение написано характерным для творчестваВ.Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерствахудожника, в нем работают рифмы.

Так, самое веселое слово - чайница - рифмуется с глаголом воспрещается из убогойказенной лексики.

Использует здесь поэт и свойственный ему прием - неологизмы трел ру, низя - деепричастие от несуществующего низить . Они активноработают на раскрытие художественного смысла.Лирический герой этогопроизведения - не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественнымнастроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.

Сатирическиестихи В.Маяковского современно звучат и сегодня.