Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя

Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя ПроизведенияГоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии ичиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русскойдействительности.Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа,угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права.Гоголь -великий писатель своего времени. Он первый в русской литературе попыталсясатирически изобразить чиновников, подхалимов и хитрецов, приспособившихсядобывать деньги за счет глупости других.Гоголь написалмного произведений, в которых тема разоблачения взяточников, подхалимов,низкопоклонников стала центральной.

Это поэма Мертвые души , вкоторой писатель высмеял общество помещиков-крепостников,чиновников-бюрокр атов комедия Ревизор , повести Нос и Шинель , показывающие глупость людей, управляющих государством. Социально-историческиечерты присущи всем героям Гоголя.Существовавшая социальная действительностьналожила глубокий отпечаток на характеры и взгляды людей того времени.

Этоможно показать на примере любого произведения Гоголя. Возьмем, например, Мертвые души . В этом произведении выведена целая галерея моральныхуродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательноизображает помещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова.Остановимся подробнее на типах помещиков. Все они эксплуататоры, высасывающиекровь из крепостных крестьян.Но пять портретов, выведенных в произведении,все-таки отличаются друг от друга.

Всем им присущи не толькосоциально-исторические, но и общечеловеческие черты и пороки. Например,Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делающий, не желающийтрудиться. Все его занятия состоят из выколачивания пепла из трубок наподоконник или в беспочвенных прожектах моста через пруд да купеческих лавок, вкоторых будет продаваться всякая снедь для крестьян. Образ Манилова - находкаГоголя.В русской литературе он найдет продолжение в творчестве Гончарова.Кстати, как образ Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным.В другой главепоявляется дубинноголовая Коробочка, но этот образ не так уж иоднобок, как принято писать о нем в критике.

Настасья Петровна - женщинадобрая, гостеприимная ведь Чичиков попадает к ней ночью, сбившись с дороги ,хлебосольная. Она не так тупа, как принято о ней думать. Вся ее тупость проистекает оттого, что она боится продешевить, продать мертвые души себе в убыток. Она скорее морочит Чичикова.Но тотфакт, что она практически и не удивляется предложению Чичикова, говорит о еебеспринципности, а не о тупости.

Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить ещеодну черту, порожденную строем это жажда накопительства, наживы и глубокаярасчетливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич.Это человек,бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял, зачем Чичиковскупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умерших крестьян женскоеимя Елизавета Воробей, которое он написал через ер твердый знак .Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной противоположности - книщете.

Мы это видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкин превратился вживотное, утратил даже пол Чичиков даже принимает его за женщину , стал прорехой на человечестве .Бюрократизм исамодержавие способствуют появлению в России дельцов, подобных Чичикову,готовых идти к своей цели по головам других, более слабых людей, идти к цели,расталкивая других локтями.Подтверждением этому служит история жизни Чичикова сначала он надул своего учителя, потом повытчика, затем своеготоварища таможенника.

Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает вчеловеке все человеческое, растлевает его, омертвляет его душу. В комедии Ревизор перед нами та же глупость, трусость, непорядочность героев. Главный герой Хлестаков - олицетворение душевной пустоты, фанфаронства, тупости.Он похож на пустой сосуд, который можно наполнить, чем угодно.Именно поэтомучиновники уездного города Н. принимают его за важную персону.

Они хотят видетьв нем ревизора, и он ведет себя так, как по их понятиям должен вести себяревизор-взяточник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту,хвастовство, стремление выдать желаемое за действительное. В произведенияхГоголя, как мы видим, показаны не только социально-исторические типы людей, нои общечеловеческие пороки пустота, глупость, жадность, стремление к наживе.Герои Гоголя бессмертны, потому что бессмертны человеческие пороки.