Художественные особенности, жанр и композиция поэмы Гоголя "Мертвые души"

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя Мертвыедуши Художественные особенности поэмы Гоголь давномечтал написать произведение, в котором бы явилась вся Русь . Этодолжно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIXвека. Таким произведением стала поэма Мертвые души , написанная в1842 г. Первое издание произведения было названо Похождения Чичикова, илиМертвые души . Такое название снижало истинное значение этогопроизведения, переводило в область авантюрного романа.Гоголь пошел на это поцензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.Почему жеГоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателютолько в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет еето поэмой, то романом.

Чтобы понять особенности жанра поэмы Мертвыедуши , можно сопоставить это произведение с Божественнойкомедией Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэмеГоголя. Божественная комедия состоит из трех частей.В первой частик поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождаетлирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целаягалерея грешников.

Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своейродины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада,но ада России.Недаром название поэмы Мертвые души идейноперекликается с названием первой части поэмы Данте Божественнаякомедия , которая называется Ад . Гоголь наряду ссатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образРоссии.

С этим образом связано высокое лирическое движение , которымв поэме по временам заменяется комическое повествование.Значительноеместо в поэме Мертвые души занимают лирические отступления ивставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра.В нихГоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора овысоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставленымрачным картинам русской жизни.Итак,отправимся за героем поэмы Мертвые души Чичиковым в Н.С первых жестраниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель неможет предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи сСобакевичем и Ноздревым.

Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потомучто все ее персонажи выведены по принципу градации один хуже другого.Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзявоспринимать как положительного героя на столе у него лежит книга, открытая наодной и той же странице, а его вежливость притворна Позвольте этого вамне позволить , но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает.Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она являетсясвоеобразным единым началом всех персонажей.

По мысли Гоголя это символ человека-коробочки , в котором заложена идея неуемной жаждынакопительства.Темаразоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя она выделяетсяи в сборнике Миргород , и в комедии Ревизор . В поэме Мертвые души она переплетается с темой крепостничества.

Особое место впоэме занимает Повесть о капитане Копейкине . Она сюжетно связана споэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержанияпроизведения.Форма сказа придает повести жизненный характер она обличаетправительство.Миру мертвых душ в поэме противопоставлен лирический образ народнойРоссии, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.За страшныммиром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа,которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себесилы России Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройканесешься? Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своемпроизведении.

Он изображает социальную болезнь общества, но также следуетостановиться на том, как удается это сделать Гоголю.Во-первых,Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереипомещиков умело сочетает общее и индивидуальное.

Практически все его персонажистатичны, они не развиваются кроме Плюшкина и Чичикова , запечатлены авторомкак результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы,Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своихперсонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристику персонажачерез деталь. Гоголя можно назвать гением детализации , так точнопорой детали отражают характер и внутренний мир персонажа.Чего стоит например,описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, онобратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязьи запустение, на обои в комнате Манилова - то ли серые, то ли голубые, наобтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина.

Всеэти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделаннойсамим автором Ни то, ни се, а черт знает что такое! ВспомнимПлюшкина, эту прореху на человечестве , который потерял даже полсвой.Он выходит кЧичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, вездезапустение, грязь, ветхость.

Плюшкин - крайняя степень деградации. И все этопередается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С.Пушкин Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так яркопошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобывся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глазавсем .Главная темапоэмы - это судьба России ее прошлое, настоящее и будущее.

В первом томеГоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должныбыли повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить совторой и третьей частями Божественной комедии Данте Чистилище и Рай . Однако этим замыслам не суждено былоосуществиться второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не былнаписан.Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гогольтерялся, задумываясь о будущем России Русь, куда же ты несешься? Дайответ! Не дает ответа.