Трагедия Чацкого

Трагедия ЧацкогоКомедияА. С. Грибоедова Горе от ума - одно из самых загадочных про изведенийрусской литературы XIX века, хотя и неочень сложное в сюжет ном плане.Двелинии определяют развитие действия пьесы. Сначала личная история Чацкого икрушение его любви как будто развиваются отдельно от общест венной, но уже сседьмого явления первого действия становится ясно, что обе сюжетные линии тесносвязаны.Действиеидет плавно, один за другим появляются действующие лица, завязываются споры.Конфликт главного героя с векомминувшим углуб ляется.

Поведав всем о своем мильоне терзаний , молодой герой остается в полном одиночестве.Кажется, должен начаться спад движения комедии. Но нет! Развитие действияпродолжается должна решиться личнаясудьба ге роя. Чацкий узна т правду о Софии и Молчалине.Развязка обеихсюжетных линий происходит одновременно, они сливаются, и единство содержания одно из достоинств комедии вступает в силу. Личное и общественное слитов жизни обычных людей, сливаются они и в развитии сюжета Горе от ума .Почемуже до сих пор эта комедия одно из самыхпритягательных про изведений нашей литературы? Почему по прошествии столькихлет нас вол нует драма Чацкого? Попробуем ответить на эти вопросы, а для этогоперечи таем монологи и реплики Чацкого, всмотримся в его взаимоотношения с дру гимигероями.Геройкомедии вместил в себя не только реальные черты лучших людей декабристскойэпохи, но и воплотил лучшие качества передового обществен но-политическогодеятеля России XIX века. Но для насАлександр Андрее вич Чацкий этохудожественный образ бессмертной комедии, в которой отразился век исовременный человек , и, хотя многие называли комедию Горе от ума комедиейнравов , каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника.

Вот и вэтюде И. А. Гончарова Мильон терзаний есть такие слова Чацкий неизбежен прикаждой смене века другим . Каждое дело, требующее обновления, вызывает теньЧацкого О чемже эта комедия?Чащевсего критики спорят о названии пьесы горе от ума или горе уму? А еслиперенести акцент на первое слово? Ведь в пьесе говорится не о мнимом, а оподлинном горе. Речь идет о жизненной драме Чацкого личной и обще ственной.Историяжизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами.

Детство, про веденное в домеФамусова вместе с Софией, затем служба с Горичем в полку назад тому лет пять ,Петербург с министрами связь, потомразрыв , путе шествие за границу ивозвращение к сладкому и приятному дыму Отечества.

Он молод, а за плечами ужемного событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна его наблюдательность ипонимание того, что происходит.

Чацкий хо рошо понимает людей, дает им меткиехарактеристики.Сам толст, его артисты тощи , говорят он об одном из московских тузов и его крепостном театре. Он замечаетненависть света ко всему новому А тотчахоточный, родня вам, книгам враг, Вученый комитет который поселился И скриком требовал присяг, Чтобграмоте никто не знал и не учился Прошлигоды, и, возвратившись из дальних странствий, герой видит, что в Москве малочто изменилось.

За границей Чацкий ума искал , учился. Но кроме научных истинбеспокойная Европа, кипящая революционными выступлениями и национально -освободительной борьбой, привила или могла привить мысли о свободе личности,равенстве, братстве.Да и в России после Отечественной войны 1812 года царила атмосфера критическогоосмысления того, что происходит в империи.Чацкомусмешно, что он мог преклоняться перед расшитыми мундирами, ук рывавшими слабодушие, рассудка нищету . Теперь емуясно видно, что в Москве дома новы, но предрассудки стары . И потому небогатый дворянин Чацкий отка зываетсяот службы, объясняя этот тем, что служить бы рад прислуживаться тошно . Он славно пишет, переводит , он добр имягок, остроумен и красноре чив, горд и искренен, а любовь его к Софии глубокаи постоянна.Ужепервый монолог Чацкого дает почувствовать важное качество героя - егооткрытость.

В момент первого свидания с Софией он далек от сарказма, а в егорепликах чувствуется насмешливо-беззлобная издевка умного наблюда теля,подмечающего смешные и нелепые стороны жизни, потому вслед за французом Гильомеупоминается и Молчалин.

Пытаясь растопить лед равно душия, которым еговстретила София, он добивается обратного.Озадаченный ее холодом, Чацкийпроизносит вещую фразу Но если так ум с сердцем не в ладу! Это сказаноудивительно точно в этой фразе, как и в заглавии комедии, сконцентрированоопределение двойственной природы конфликта про изведения как пьесы огражданской позиции человека прогрессивных убеж дений и пьесы о его несчастнойлюбви.

Нет того водораздела , который от деляет одно от другого, а естьчеловек-гражданин, пылко влюбленный в пре красную девушку, своюединомышленницу.Он раскрывается перед нами в действиях, имеющих одновременно иличный, и общественный смысл.ДляЧацкого по-своему распалась связь времен . Того времени, когда у него с Софиейбыл общий язык и чувства, и того времени, когда происходят события комедии. Егоум возмужал и не дает пощады теперь никому, но Софию-то он любит еще сильнее,чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие огорчения.

Воистину ум ссердцем не в ладу .Главноесражение, которое происходит во втором действии, оказывается целиком связано синтимной линией. В его любовном монологе Оставимте мы эти пренья содержится едва ли не важнейшее политическое заявление Чацкого.Оно выраженонамеком-шуткой о превращениях, которые возмож ны в Молчалине, раз они оказалисьвозможны и в правительстве, преобразо вавшемся из либерально-демократического вказарменно-деспотичеекое.

Са тирическая желчь по поводу превращений правлений,климатов, и нравов, и умов соединяется с элегическими излияниями героя.Но может ли любовь затмить, заглушить в Чацком биениесердца гражданина, мечтающего о свободе иблаге Отечества? Судьба его народа, его страда ния основной источникгражданского пафоса Чацкого.Самые яркие места монологов героя те, где онгневно выступает против угнетения, крепостниче ства. Ему отвратителен нечистыйдух слепого, рабского, пустого подража ния всему иностранному.ДрамаЧацкого и в том, что он видит трагические моменты в судьбе обще ства, ноисправить людей не может, и это также приводит его в отчаяние.

Тем ипривлекателен Чацкий, что даже в отчаянии он не вздыхает, подобно Горичу, неболтает, как Репетилов, даже не удаляется от общества, как брат Ска лозуба, асмело бросается в бой с отжившим, старым, обветшалым.Режиссер Вл. Немирович -Данченкопоражался сценическому мастерству Гри боедова, когда пьеса вдруг разрываетграни интимности и разливается в широ кий поток общественности . Борьба Чацкогоза сердце любимой становится мо ментом его разрыва с окружающим его враждебныммиром Фамусовых, Скало зубов, Молчаливых.

Чацкий глубоко обманулся в Софии, ане только в ее чувст вах к себе. Страшно то, что София не только не любит, но иоказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет мучителями .Две трагедии? Горе от ума или горе отлюбви? Они неразрывно связаны, и из двух трагедий возникает одна, оченьмучительная, так как горе от ума и от любви слились воедино.

И все этоосложняется трагедией прозрения, а следовательно, утратой иллюзий и надежд.В прощальных монологах Чацкий как быподводит итог Чего я ждал? что думал здесь найти? В его словах слышатсядосада, горечь, боль разоча рования, а в самом последнем монологе ненависть,презрение, гнев и нет чувства сломленности Безумным вы меня прославили воемхором.Вы правы из огня тот выйдетневредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышат воздухом одним, И в н м рассудок уцелеет.Так не говорит побежденный.

Егопротест это энергичный протест про тив гнусной российской действительности,против чиновников-взяточников, бар-развратников, против невежества ихолопства , писал В. Г. Белинский.Умный, трепещущий от негодования,занятый неотступно размышления ми о судьбе России, Чацкий не только раздражаетпогрязшее в косности об щество, но и вызывает его активную ненависть.Онвступает в схватку и торжествует над бюрократической ограниченностью Фамусова,солдафонст вом и мракобесием Скалозуба, угодливостью и подличанием Молчалина,пош лостью и фанфаронством Репетилова.Чацкий переживает горе личное,сердечное, благодаря своему непримири мому к социальным уродствам уму. Ведь впонятие ума краеугольным кам нем положено вольнодумие, поэтому жизненныеориентиры Чацкого не день ги и карьера, а высшие идеалы.

Ум Чацкого остаетсянеуязвимым и прино сит его обладателю то высшее счастье, когда человек с веройв свою правду побеждает ложь и несправедливость.Этомупониманию жизни, долга, счастья учит умная и глубоко человечес кая комедия Л.С. Грибоедова Горе от ума.