Значение ремарки в пьесе А.Н. Островского "Лес"

Значениеремарки в пьесе А.Н. Островского Лес Ремарки существуют почти вкаждой пьесе. Они служат для указания автора на поступки героев, их жесты,мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи ипаузы, на обстановку действия. В драматургии второй половины XIX века рольремарок возросла в связи с усилившимся интересом к быту и нюансам психологии.Особенно хорошо это заметно в пьесах Островского и Чехова.Свое дальнейшееразвитие ремарка получила в произведениях драматургов XX века, таких, как Б.Шоу, В. В. Вишневский, А. В. Вампилов, Т. Уильямс.

Она стала более развернутая,беллетризованная.В пьесе Островского Лес ремарки кроме всех вышеперечисленных функций обладают еще одной. Они глубокосимволичны.В Лесе ремарки служат дляпортретной характеристики персонажей. Например, действие второе, явление второеначинается с описания внешности Счастливцева и Несчастливцева.Причемприсутствует не только чисто внешний портрет Несчастливцев - лет 35, брюнет сбольшими усами , но и намек на прежнюю жизнь человека следы беспокойной иневоздержанной жизни , а также и на характер Счастливцев - глаза быстрые,выражающие и насмешливость, и робость в одно и то же время . Ремарки, служащие,казалось бы, только для передачи интонации персонажей, оказываютсясимволичными.

Так, если рассматривать ремарки в разговоре Счастливцева иНесчастливцева, можно заметить, что Несчастливцев постоянно говорит мрачно , грозно , густым басом , и в противопоставление ему отвечает Счастливцев полузаискивающим, полунасмешливым тоном , робко - что сразу говорит о характереобоих Несчастливцев - сильный характер, Счастливцев - слабый. С точки зрениясимволики интересны действия, показанные автором через ремарки.

Можно заметить,что Счастливцев как бы постоянно убегает от Несчастливцева он разговаривает отодвигаясь . И это вполне естественно, ведь затем Несчастливцев с силойопускает руку на плечо Счастливцева , как бы тем самым показывая, что он -господин.А Счастливцев, как раб, падает перед ним на колени. Очень важнаремарка, указывающая на действие Несчастливцева он берет Счастливцева за вороти держит.

Этот момент напоминает одну сцену из произведения Гоголя Ночь передРождеством , когда Вакула держит черта, причем черт такой же заискивающий, какСчастливцев, а Вакула такой же гневный, как Несчастливцев.Как и черт служитВакуле, так и Счастливцев впоследствии служит Несчастливцеву, а так какСчастливцев и похитрее, то его вполне можно назвать маленьким чертиком ,кстати, он играл чертей на сцене.

В продолжение всей пьесы Несчастливцев частоплачет. Но плачет он именно в тот момент, когда говорит о смерти или о могиле.А в конце второго явления он указывает на столб Счастливцеву.Столб служитпредзнаменованием того, что Несчастливцев будет стоять у позорного столба -его разоблачение в доме Гурмыжской.В ремарках пьесы постоянноприсутствует мотив спуска с террасы сход в три или четыре ступени , и, чтопримечательно, именно Буланов помогает Гурмыжской сойти с террасы , а затемона на нее не восходит, а уходит в шестом явлении она опять же спускается, сходит в сад .Гурмыжская в Лесе похожа накакой-то сказочный персонаж, на Бабу-Ягу. Она владеет лесом, но продает его покусочкам, а ее усадьба носит символическое название Пеньки . Она старая, новсе еще заманивает молодых людей.

У нее имеется коробка, которая отражает всюее душу. Для нее эта коробка - самое дорогое. И в ремарках постоянноупоминается о коробке и о деньгах.Гурмыжская, как и Коробочка в Мертвыхдушах , постоянно все делает только для себя, ведь и любовника она держит дляудовлетворения своих прихотей.

Очень часто в ремарках упоминаются глазаГурмыжской, ведь глаза - зеркало души. Она постоянно показывает глазамиБуланову какие-либо ее желания или чувства. И Аксюша, чтобы прочесть ее мысли,смотрит ей в глаза.В своей пьесе автор незабывает о природе. В усадьбе - старый густой сад и мелкий кустарник -намек на дремучий лес и заколдованный сад в сказках.На мрачные размышлениянаводит ремарка автора к действию четвертому озеро и лунная ночь говорят,что здесь будет драма. Интересен тот факт, что Несчастливцев не заходит в домГурмыжской, а живет в беседке.

Эта беседка часто встречается в ремарках, к нейвсе время сходятся персонажи. Садовую скамью , на которую тоже часто сходятся,можно считать скамьей подсудимых.Часто в ремарках Островскийуказывает на передачу денег от одного персонажа к другому.Эти деньги как быходят по кругу, и в конце концов возвращаются Восьмибратову, тугодуму, великану о восьми головах , который всегда сначала думает, а потом говорит.

Кзлому царству также относится Буланов, которому Гурмыжская отдает тысячу икоторый ей же врет ходит, заложа руки назад . Его можно считать этаким КощеемБессмертным, он даже говорит, злобно улыбаясь , и он же получит богатстваГурмыжской.Наиболее чистыми и набожнымипо ремаркам получаются Несчастливцев, Аксюша и Петр. Несчастливцев постоянноскрещивает руки, поднимает глаза к небу. Аксюша видит в нем Спасителя и становится на колени два раза, а Несчастливцев простирает над ней руки , какбы благословляя ее. В разговоре с Несчастливцевым Гурмыжская постоянно говорит с испугом , так как она чувствует приближение суда за свои грехи, иВосьмибратов испугался Несчастливцева.

Во время разговора о деньгах он поставилмежду собой и Несчастливцевым сына, Петра, апостола, когда Несчастливцевпогрозил ему пальцем. И в самом конце наступает развязка.Спаситель передаетденьги, и они возвращаются купцу, а затем он обличает всех, причем в ремаркеавтора объясняется, откуда идет реминисценция.Итак, ремарка может служить не только для объясненияне очень понятных моментов действия или для помощи актерам, но и для болееглубокого анализа текста с точки зрения литературы, для передачи читателямвсего психологизма ситуации.

Также через те же ремарки хорошо просматриваетсяавторская позиция. А сами ремарки отличаются краткостью и точностью.Времарках Островского на единицу смысла - мало слов, а на одно слово безднаразных смыслов писал один из литературных критиков.