Жестокие нравы города Калинова

Жестокиенравы города Калинова Подраме Островского Гроза А. Н. Островский в очерке Запискизамоскворецкого жителя открыл страну, до сего времени в подробности неизвестную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямопротив Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называетсяЗамоскворечье . Это земля, живущая традициями седой старины темноецарство . Современники за открытие этой страны назвали Островского КолумбомЗамоскворечья.И в самом деле, в своих пьесах он обличает темные стороныкупеческой жизни.Общественный подъем 60-хгодов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму Гроза , о которойДобролюбов сказал Гроза - без сомненья, самоерешительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства ибезгласности доведены в ней до самых трагических последствий .Среди раздолья русскойприроды, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов городКалинов.

А за Волгой виднеются селения, поля и леса. Вид необыкновенный!Красота! Душа радуется.

Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всенаглядеться не могу восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическуюпрелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна бытькрасивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир тупой ноющейболи, мир тюремного гробового безмолвия . Городок известен крепкими запорами иглухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островскийкритически изображает быт и нравы купечества.Всех жителей города он делит набедных и богатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков городарассказывает Кулигин В мещанстве, сударь, выничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите.

И никогда нам,сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда незаработать нам больше насущного хлеба . А причина нищеты, по его мнению, вбессовестной эксплуатации бедных богатыми А у кого деньги, сударь, тотстарается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денегнаживать . Странница же Феклуша восхваляет кали-новскую жизнь В обетованнойземле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многимиукрашенный! Так сталкиваются две оценки одного и того же явления.

Феклуша -ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется покровительствомвластителей темного царства . Невежественные жители города Калииова слушаютФеклушу и верят ее рассказам.Олицетворением жестокости,невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа ИгнатьевнаКабанова, купцы города.

Кабанова - богатая купчиха, вдова. В своей семье онасчитает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме изжившие себя порядкии обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Только ислышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков.Жертву свою она поедом ест , точит, как ржа железо . Добролюбов говорит оней Грызет свою жертву долго инеотступно . Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругаетее за то, что она не воет на людях, провожая мужа. Велит Тихону битьКатерину, после того как она призналась в своем грехе , считает, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась . Речь властной Кабанихи звучиткак приказ.

Кабаниха - выразитель идей и принципов темного царства . Онаочень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят вапределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву. Ее уважает Дикой, длякоторого главное в жизни - деньги.Кабаниха понимает, что одни деньги властиеще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег неимеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению.Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье -бесчеловечный деспот и тиран, но оделяет нипщх.Тупая, невежественная,считающая паровоз огненным змием , она окружает себя такими же мракобесами,как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячихбогомолок о странах, где люди все с песьими головами , где правят султанМахнут турецкий и султан Махнут персидский . Скрывая деспотизм под личиной благочестия,Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни вчем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Своей тиранией онадовела Катерину до гибели.

Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет,что не погиб вместе с женой Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить насвете да мучиться? Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье,основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела еедо развала.Но если Кабаниха защищаетидеи темного царства , то Дикой просто грубый самодур.

И Дикой, и Кабанихаотносятся к темному царству . У них очень много общих черт. Речь Дикого грубаи невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях,улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его вбешенство.Дикой считает, что гроза - божье предзнаменованье.

Дикой постоянновоюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашниепрячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань,так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого -жадность. Смысл жизни Дикого - приобретение и увеличение богатства. Для этогоон не брезгует никакими средствами. Городничему, которому мужики жалуются, чтоих обсчитывают.Дикой отвечает Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами отаких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает вы топоймите не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этоготысячи составляются, так оно мне и хорошо! Имея тысячи, он чувствует своюсилу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.В облике Дикого, несмотря навсю его воинственность, есть черты комического.

Кабаниха же с ее хитростью,лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшнапо-настоящему - это самая зловещая фигура в городе.

Дикой стремится грубоутвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя всестарое, уходящее. Жители города Калинова живутв постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесебольшое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города иузнаем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, кулучшению жизни не стремятся.Богатые купцы тиранят домашних за высокимизаборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматриваюткартину и идет разговор о Литве, которая с неба упала . Бедным же, по словамКулигина, гулять некогда, так как у них день и ночь работа . Купцы же грабятдальних и ближних, чужих и родных.

Ограбить сирот, родственников, племянников,заколотить домашних - таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатыхжителей города.Бесчеловечным нравам темногоцарства все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь.Гибель Катерины - вызов темному царству , страстный призыв к борьбе со всемдеспотическим укладом жизни.

Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьбанового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличилжестокие нравы купеческой жизни деспотизм, невежество, самодурство, жадность.Добролюбов считал в темном царстве изображено не только невежественноекупечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический стройРоссии.Протест, выраженный в Грозе , он распространил на всю царскую Россию Русская жизнь и русская сила вызваны художником в Грозе на решительноедело . Гроза - не единственнаяпьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к такимпроизведениям относятся и Бесприданница , и Бешеные деньги , и Доходноеместо.