Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева

Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева Выдающийсярусский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностьюсвоему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил оченьглубокое и справедливое наименование солнца русской поэзии , тоТютчев - ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем Современнике в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного,находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему оченьпонравились.Хотя там были такие шедевры, как Видение , Бессонница , Как океан объемлет шар земной , Последний катаклизм , Цицерон , О чем ты воешь,ветр ночной Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которуюопирался Тютчев немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, ипоэтическая архаика XVIII - начала XIX века прежде всего Державин , с которойПушкин вел непримиримую литературную борьбу.

С поэзиейТютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика.Но главное у Тютчева - не изображение, а осмысление природы - натурфилософскаялирика, и вторая его тема - жизнь человеческой души, напряженность любовногочувства.

Лирический герой, понимаемый как единство личности, являющейся иобъектом и субъектом лирического постижения, для Тютчева не характерен.Единство его лирике придает эмоциональный тон - постоянная неясная тревога, закоторой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.Наряду снейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчевакатастрофична и восприятие ее трагедийно.

Таковы стихотворения Бессонница , Видение , Последний катаклизм ,Как океан объемлет шар земной , О чем ты воешь, ветр ночной? .Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и запокоем дневной природы он прозревает стихию хаоса, чреватого катастрофами икатаклизмами.Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни вообщежизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон и оплакивает приближениевсеобщего последнего часа И наша жизнь стоит пред нами, Как призрак, на краю земли . В то же время поэт признает, что голос хаоса, слышимыйночью, хотя и непонятен, глух для человека, но и глубоко родственен настроениюего смятенной души. О, страшных песен сих не пойПро древний хаос, про родной заклинает поэт ветрночной , но продолжает стихотворение так Как жадно мир души ночнойВнимает повести любимой! Такая двойственность естественна ведь в душечеловека те же бури, под ними т.е. под человеческими чувствами хаосшевелится , тот же родимый , что и в мире окружающей среда.

Жизньчеловеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы - мысльстихотворений философско-антропологического цикла Цицерон , Как над горячею золой , Душа моя -Элизиум теней , Не то, что мните вы, природа! , Слезы людские , Волна и дума , Два голоса . В жизни человека и общества те жебури, ночь, закат, господствует рок об этом стихотворение Цицерон со знаменитой формулой Блажен, кто посетил сей мирВ его минуты роковые . Отсюда острое ощущение конечности бытия Как надгорячею золой , признание безнадежности и скептицизма и стоицизма Два голоса . Выразить же все это и тем более быть понятым иуслышанным людьми невозможно Не то, что мните вы, природа , Душа моя - Элизиум теней , в этом Тютчев следует распространеннойромантической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

Столь жекатастрофична и гибельна для человека любовь О, как убийственно мылюбим , Предопределение , Последняя любовь . Откуда же уТютчева все эти страсти роковые ? Они определены эпохой великихсоциально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратимвнимание, что периоды творческой активности Тютчева приходятся на рубеж 20-30-хгодов, когда революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад иутвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновьпрокатилась волна буржуазных революций.

Разберем стихотворение Я лютеран люблю богослуженье ,датированное 16 сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианинаТютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейскойРеформации Мартина Лютера? Он увидел в обстановке отправления их культа стольродственную его душе ситуацию всеобщего конца Собравшися в дорогу, В последний раз вам вера предстоит . Поэтому так пуст и гол ее дом а в первойстрофе - Сих голых стен, сей храмины пустой . Вместе с тем в этомстихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии онаготовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религиозный точкизрения - благо душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышлапри рождении.

Христианин должен быть всякий миг готов к этому.

Он и ходит в Божийхрам затем, чтобы подготовить к этому душу. Философия верынашла соответствующее ей стилевое оформление.

В композиции очень небольшого пообъему стихотворения три четверостишия пятистопного ямба обращают на себявнимание однородные синтаксические элементы, синонимичные, с помощью которыхпоэт уточняет и разъясняет свою мысль Обряд их строгий, важный ипростой Сих голых стен, сей храмины пустой Но часнастал, пробил . Есть и повтор - третья строка второй и первая - третьейстрофы Еще она не перешла порогу . И вообще много синтаксическихпараллелизмов, что указывает на ораторский, публичный характер рассужденийпоэта о религии.

Но особенно эффектны и нагружены смыслом два стихотворныхпереноса анжамбмана , разъясняющих во 2 строфе Не видите ль? Собравшисяв дорогу, В последний раз вам вера предстоит и приказывающих,повелевающих и одновременно умоляющих в последней строфе Но час настал,пробил Молитесь богу, В последней раз вы молитесь теперь.