Народ и господа в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

Народ и господа в сказках М.Е.Салтыкова-ЩедринаЕго сказки - та же сатира, и сатира едкая,тенденциозная, более или менеенаправленная против общественного и политического нашего устройства.Из доклада царского цензора.Где-то я вычитал и запомнил мысль, что, когда вискусстве выходит на первый план политическоесодержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствиеопределенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература начинают вырождаться. Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы Что делать? Н.Г.Чернышевского,произведения В.В.Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает идейные романы 20-30 годов, скажем, Цемент , Соть и прочие.Мне кажется, что преувеличение роли литературы кактрибуны и арены политической борьбы повредило и Салтыкову-Щедрину.

Ведь писатель был убежден, что литература и пропаганда - одно и то же . Салтыков-Щедрин - продолжатель русской сатиры Д.И.Фонвизина, А.Н. Радищева, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя и других.

Но усилил это художественное средство, придав ему характер политического оружия. Отэтого его книги были острыми и злободневными. Однако сегодняони, пожалуй, менее популярны, чем произведения Гоголя. Не потому ли, что в них меньшехудожественности? И все же труднопредставить нашу классическую литературу безСалтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своебразныйписатель. Диагност нашихобщественных зол и недугов - так отзывались о нем современники.Жизнь онзнал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за свои ранниепроизведения, обязанный служить,Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоевобщества. Будучи вице-губернатором, убедился, что Российскоегосударство преждевсего заботится о дворянах, а не онароде, к которому сам проникся уважением.Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в Господах Головлевых , начальников и чиновников - в Истории одногогорода и многих других произведениях.

Но мне кажется, что вершин выразительности ондостиг в своих небольших сказках для детейизрядного возраста . Эти сказки,как правильно отмечали цензоры - самая настоящая сатира.В сказках Щедрина множество типов господ помещиков, чиновников, купцов и прочих.Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными.

Вот Повесть о том, какодин мужик двух генералов прокормил . С едкой иронией Салтыков пишет Служили генералы в какой-торегистратуре следовательно, ничего непонимали. Даже слов никаких не знали, кроме Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности .А когда оказались на необитаемом острове, то думают, не написать лидоклад, ибо всю жизнь жили поинструкцииям .Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут надеревьях.

Они едва не умерли от голода на острове, где в изобилии плоды и дичь. Но зато эти господа знают главное средство безбедно жить найти мужика! Не беда, что остров необитаемый раз есть господа,то должен быть и мужик! Он вездеесть, стоит толькопоискать его! Наверное, он где-нибудьспрятался, от работы отлынивает! рассуждают они. Сильнее нельзя поддеть, противопоставить всю жизнь занимавшиеся бессмыслицей и бездельем, генералы всегдасчитают мужика- работягу лодырем.

Ах, как много таких генералов внашей жизни, которые тоже считают, что они должны иметь квартиры, машины, спецпайки, спецлечебницы и прочее и прочее, а бездельники обязаны работать.Если бы и этих нанеобитаемый остров Мужик показан молодцом все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварить.

Но его не щадит сатирик. Генералызаставляют этого здоровенного мужичину вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ.В литературе это называется преувеличением, но как оно верно! Разве не на тех жекрестьянах держалась власть господ, когда одни мужики следили за другими и усмиряли их?Если генералы оказались на острове без прислуги не по своейволе, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтализбавиться от несносных мужиков, откоторых идет дурной, холопий дух. Да и вообще он, столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев иронический намек на то, что над русским народом сидели то потомки татар, то немцев , белая кость, не может терпеть мужичья.

Крестьянам тоже не нравится их житье куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет - помещиккричит Моя вода курица за околицу выбредет - помещик кричит Моя земля! .Наконец, мужицкий мир вдруг исчез.

И остался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал. Весь он оброс волосами а ногти у него сделались как железные . Намек совершенно ясен трудом крестьян живут баре. И потому у них всегодовольно и крестьян, и хлеба, и скота,и земли, а у крестьян всего мало. Сказки писателя полны сетований, что народ слишкомтерпелив, забит и темен.Оннамекает, что силы, стоящие над народом,жестокие, но не такие уж страшные.Богатырь из одноименной сказки, которому народ поклонялся целую тысячу лет, вконце концов оказался гнилым, у него гадюки туловище до самой шеиотъели . Да, этот образ наводит меня на грустные мысли о нашей жизни.

В сказке Медведь навоеводстве изображен Медведь, который своими бесконечными погромамивывел мужиков из терпения,и они посадили его на рогатину, содрали шкуру . Есть и сказки, где крестьяне ищут правду.Не все в творчестве Щедрина интересно нам сегодня.Но по-прежнемудорог нам писатель своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностьюидеалам.

И многиеего образы как бы ожили, стали близкими,понятными мне и моим ровесникам. Ведь разве не звучат и ныне горькойправдой слова из сказки Дурак о герое ее, что совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет- от этого он и кжизни приспособиться не может ?.