Жажда красоты и идеала

Жажда красоты и идеала По роману Идиот В заграничном путешествии, вкоторое Ф. М. Достоевский отправился в1867 году, у него оформилась основная мысль нового романа изобразитьположительно прекрасного человека , мысль старинная и люби мая , но за которуюДостоевский боялся взяться, так как идеал еще далеко не выработался . Идеал положительно прекрасного человека Достоевский выразил в романе Идиот . Геройего князь Мышкин князь Христос , выросший вдали от общества, чуждый егосословно-эгоистических страстей и интересов, человек исключительногодушевного бескорыстия, красоты и гуманности, предощущающий радостную гармонию,ожидающую человечество в будущем.

Подобно своему евангельскому прообразу,он гибнет в борьбе неудовлетворенных эгоистических интере сов и страстей,волнующих современное общество. Образ главного героя оказалсядля Достоевского ужасно труден . Князь Мышкин доверчиво и открытоидет к людям, надеясь помочь им в, несчастьях, облегчить жизнь.Он видитпортрет женщины, лицо которой прекрасно и в то же время отражает глубокоевнутреннее страдание.

Это Настасья Филипповна, натура глубокая, страстная,человек с пронзительным умом и раненным сердцем. Она поставлена в ложноеположение Тоцким, у которого находилась на содержании. И вот теперь ею всеторгу ют, как вещью.Князь Мышкин появляется в тот момент, когда НастасьяФилипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает броситьвсем вызов, шокирует общество своим напускным цинизмом.Главная беда общества, в котороепопадает князь Мышкин, это всеоб щая разъединенность . Богатства больше, носилы меньше, говорит Ле бедев, связующей мысли не стало . Связующую мысль и хочет внести князь Мышкин.

Но это ему не удается. Эффект получается обратный. Желая примирить, он разъединяет всех своим посредничеством и еще больше ссо рит.Своим появлением князь Мышкин как бы усиливает борьбу между добром и злом,происходящую в душах людей.Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой иправедной жизни к страданию от невозможности ее осуще ствить и сама погружаетсебя в цинизм . Рогожин то великодушен, то мра чен, то братается с князем, тохочет его убить.

Ганя Иволгин то стремится жениться на Настасье Филипповне радиденег, то находит в себе силы отка заться от них. Ничтожный, жалкий и смешнойЛебедев вдруг осознает ни зость своего падения, даже его сердце способносжаться от сочувствия душе другого человека, которого до судорог довели.Герои романа, соприкасаясь скнязем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них ичто оказалось загубленным жизнью.

Глубоко проникая в душу каждого из окружающихи видя там своим взором ясновидящего знакомую ему по собственному опыту нравст веннуюборьбу между добром и злом, князь стремится подавить скрытые в душе другихперсонажей эгоистические страсти, способствовать победе свойственных им светлыхчувств и побуждений.Князю Мышкину не удается спастиНастасью Филипповну, но он про буждает душу девушки, которая его полюбила.Дочь генерала Епанчина, Аглая,благодаря князю Мышкину поняла то неосознанное, что наполняло ее беспокойством, делало капризной, свое нравной, неуживчивой.

Это было стихийное, юноестремление к идеалу, осмыслению жизни.Она полюбила князя Мышкина,потому что он Дон-Кихот, только се рьезный, а не комический . Как-то раз онапрочитала матери и гостям балладу Пушкина Жил на свете рыцарь бедный . Онаобъяснила, по чему ей нравятся эти стихи, и отнесла их своему избраннику.Встихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, поверить ему, аповерив, слепо отдать ему всю свою жизнь.

Это не всегда в нашем векеслучается Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю рыцаря бедного ,а главное, уважаю его подвиги , заключила она.В заметках к роману Достоевскийсформулировал его основную мысль жажда красоты и идеала и в то же времяневерие в него или вера, но нет любви к нему .Роман Идиот был высоко оцененпрогрессивной критикой. М. Е. Салтыков-Щедрин писал, что в этом романеДостоевский вступил в область предвидений и предчувствий, которые составляютцель не непо средственных, а отдаленнейших исканий человечества.