Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого Война и мир Философскому, историческомуроману-эпопее Л. Н. Толстого Война и мир присущи также и чертыромана психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателемхарактеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности илиизменяемости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считалспособность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, кнравственному поиску.Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые - статичны.Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи другна друга.

Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшейкрасотой. Они всегда одинаковы.Для психологического анализа этих героев авториспользует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызываяраздражение плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля,мраморно-белые обнаженные плечи Элен. В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычнонекрасивы внешне, но наделены внутренней красотой.

Они способны к самосовершенствованию, к нравственным,духовным исканиям. Им свойствен самоанализ. Вспомним поведение героев романа вовремя Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьейвнешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, ктоскромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх -герои. Хвастливый и самоуверенный Жерехов только кажется героем.Способность к самосовершенствованию показана авторомна примере Пьера и Андрея.

В процессе поиска истинного, важного, непреходящегов жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьерразочаровывается в масонстве, князь Андрей - в государственной службе.Толстойпервым в русской литературы изобразил мгновения изменения душевных состоянийсвоих героев, открыл то, что впоследствии Чернышевский назвал диалектикойдуши . Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай,проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянииполного душевного смятения и, услышав пение Наташи, понимает, что это важновсегда, а все остальное - преходяще.

Для князя Андрея такими моментами душевныхперемен становятся Аустерлиц с его небом и болезнь сына с пологом над детскойкроваткой, когда князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь.Важным дляраскрытия психологии героев является для Толстого их отношение к другим людям,способность отречься от себя, покаратаевски разлившись маленькой каплей в моречеловеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям любви, природе, искусству, семье.

Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого -например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно. Ведь их объединениелишено, по выражению С. Бочарова, той родовой поэзии , котораясвойственна семьям. Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви исамоотдаче.Их объединяет только животное родство, они даже не воспринимаютсебя как близких людей достаточно вспомнить нездоровый эротизм в отношенияхАнатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия втом, что он лишен шишки родительской любви и дети - обуза егосуществования . Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезахрастроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына любовь - явно несамое главное чувство, которое он при этом испытывает . Любимые герои Толстого- плоть от плоти природы.

Все, что происходит в природе, находит отклик в ихдушах.

Героям открывается их собственное небо, с которым связаныважные, порой эпохальные перемены в их душах. Важный принцип психологическогоанализа - изображение снов. Так, сны Пьера, например, очень умственны,рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему проходят решения. В снекнязя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизньс которыми делается невозможной.Сон Пети - сон светлый, гармоничный, сонНиколая Болконского - сон болконский , рассудочный, проблематичный.

Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству, которое выявляет уодних фальшь и бездуховность, у других -тонкость душевного восприятия и глубинучувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спектакле,показанном сквозь призму восприятия Наташи.Имена Пьера Безухова, НаташиРостовой, Андрея Болконского знают даже те, кто не читал Войны имира . Мне кажется, причина этого в том, что автору романа удалось сделатьсвоих героев необыкновенно живыми, а характеры их - психологическидостоверными, многогранными.