Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира

Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира.Всю свою жизнь онпосвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своихпроизведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту ипсихологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизмугнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскуюпсихологию.Если Гоголь верил в то, что его сатира поможет исправитьнекоторые недостатки в государственном устрое России, то революционер-демократ Щедрин приходит к выводу, что надо разрушить старую Русь, и призывает к этому в своихпроизведениях.

Понимая,что революцию может совершить только народ, Щедрин стараетсяразбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем блескераскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения oт цензуры.Всказках Щедрин раскрываеттему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику дворянам,чиновникам - всем тем, кто живет народным трудом.

В сказке Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Щедринизображает двух чиновников, которые попали на необитаемый остров.Два крупных чиновнику всю свою жизнь прослужили в регистратуре,которую потом за ненадобностью упразднили . Попав на остров,генералы-дармоеды чуть не съели друг друга.Не окажись на островемужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя на островебыло множество плодов, рыбы и всякой живности.

Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность всебе. Вишь, какхорошо генералом быть говорит один из них. В этой сказке Щедринизобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые давноотвыкли от труда. Позднее Чехов в пьесе Вишневый сад покажетнам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс надеваетштаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, как игенералы, умер бы с голоду.Генералам не приходит в голову, что эксплуатироватьмужика - это позорно и безнравственно, они полностью уверены в своем праве, что на них долженкто-то работать.

Щедринпишет Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег загребли,но и мужика не забыли выслали ему рюмку водки да пятак серебра.Веселись мужичина.С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачаетсамодержавие в сказке Медведь на воеводстве . Лев в свое дальнеевоеводство посылает Топтыгиных для усмирения внутреннего супостата .Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг другана посту в дальнемвоеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями первый Топтыгин - мелкими чижика съел , второй - крупными,капитальными забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, за что мужики осерчали и убили его . Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем,за что мужикимного лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в концеконцов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой.

В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьянства противсвоих угнетателей.

Щедрин показал, что недовольство народа обусловленоне только произволом наместников, но и порочностью всейцарской системы, что дорога к счастью народа лежит через свержениемонархии, то есть через революцию.Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и вдругих своих сказках.В сказке Орел-меценат выдающийся писательпоказал отношениеверхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод, что орлы для просвещения не нужны . В сказке Премудрый пескарь Щедрин высмеивает мещанство жил дрожал и помирал дрожал .Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам- утопистам сказка Карась-идеалист . Писатель утверждает, что не словами, а решительнымидействиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это может сам народ.

Народ в сказкахСалтыкова- Щедрина талантлив,самобытен житейской смекалкой.Мужик делает из собственных волос невод и лодку в сказке о генералах.Писательгуманист полон горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что онсвоими руками вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели .Образ коняги из сказки Щедрина - символ порабощенного народа.

Свойстиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке присутствуетподтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки Щедринас народным творчеством он часто употребляет народные пословицыи выражения.Литературное наследство Щедрина, как и всякогогениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему,и будущему.