Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

Роман Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы - суровый приговор крепостничеству Замечательныйроман М.Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы стоит вряду лучших произведений русский писателей, таких, как Гоголь,Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе согромной обличительной силой раскрыты все пороки общества, порожденныев России господством помещиков.В своем суровом приговоре крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил развращающеевлияние собственности и паразитизма на человеческий характер,показал неизбежность нравственного и физического разрушения паразитической личности.

Писательизобразил историю морального опошления и вымирания семействапомещиков Голавлевых Оно является собирательным художественным образом, в котором автор обобщил всетипичные чертибыта, нравов, психологии помещиков накануне отмены крепостногоправа и после нее. Читаяроман, постоянно испытываешь чувство омерзения к этим паразитам.Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно ругаютсяиз-за наследства.

Слова бал-бес, изверг, мерзавец, подлец, негодяй были обычными в этом семействе. В чем же дело? Может быть, ихжизнь полна тягот и лишений, поэтому они так ожесточились? Ничутьне бывало. Дом - полная чаша. Арина Петровна - глава семейства,всю свою жизнь положившая на округление владений. Эта властнаяженщина в течение длительного времени единолично управляла обширным гоголевским имением и благодарясвоей энергии сумелаудесятерить свое состояние.Страсть к накоплению взяли в АринеПетровне верх над материнскими чувствами.

Например, ее реакциюна смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство недовольствапрежде всего тем, что покойница оставила ей своих двух щенков .Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и внучкам.Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к лицемерию,наушничанью ради лучшего куска на блюде . Дети разделялисьна любимчиков и постылых . Меняя любимчиков и развращаяих таким отношением, мать заглушала их естественные чувствлюбви к родителям.

Физическое наказание детей было обычным явлениемв этой семье. И все это делается ради семейного благополучия, то есть для этих же детей, которых АринаПетровна изуродоваласвоим воспитанием. Совершеннозабит и уш л в себя Пашка-тихоня , прожил купленный емуматерью дом в Москве и влачит жалкое существование Степкабалбес, постылыйсын нa кислом молоке и попорченной солонине воспитываютсясиротки-внучки. Таковы предварительные итоги помещичьего воспитания.От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картинытирании, нравственногоувечья, следующих одна за другой смертей членов головлевского семейства.

Запертый в душной и грязнойкомнате, лишенныйдаже одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес. УмерПавел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев. Трагическисложилась жизнь наследников Арины, чье изуродованное детствои юность толкнули их на путь разврата и гибели.В конце жизниперед Ариной Петровной предстают итоги ее деятельности, котораябыла подчинена бессердечному стяжательству и формированию извергов . Самыйстрашный из них - Порфирий, еще в детстве прозванный в семьеИудушкой.

Деспотическая обстановка в семье привела к тому, чтоПорфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал передматерью, лебезил, показывал, что он - весь послушание и преданность Притворная почтительность как способ получения лучшего куска или избежания наказания - это способ,который, все болееразвиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером.Черты стяжательстваразвились в нем до предела.

Он стал владельцем Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал крукам все капиталыматери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку головлевскойсемьи на одиночество и вымирание и сам сделался властелином всех головлевских богатств. Писательнеоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком, сосущимкровь своих жертв. Иудушка - садист, он находит в страданиях другихнаслаждение.Его нравственное оскуднение так велико, что без малейшегосодрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное Я ,Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей- Владимира, Петра и младенца Володьку.

Иудушка- пустослов. Он зудил, надоедал, тиранил своими речами окружающих. Он может словами, как говорит о нем один крестьянин, сгноитьчеловека . Но запас его слов определяется запросами паукапомещика ипоэтому крайне беден.По определению СалтыковаЩедрина, Иудушка не простоговорит, а источает массы словесного гноя . Свои злодейства Иудушка совершает каксамые обычные дела, потихонечку до полегонечку , а что самое ужасное - позакону . Так писательпоказывал защищенность Иудушки-кровопийца законами власти ирелигии. Ведь он с большим искусством пользовался такими прописнымиистинами, как почитание семьи, религии и закона.

И хотя всесчитают его кровопийцем, и с полным на то правом, он может возразитьтем, что юридически все им соблюдается правильно.Писательпоказал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного, никчемного.И вместе с тем, это олицетворение ничтожества держит в подчинениии страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит этопотому, что ничтожество Иудушки и ему подобных опирается на крепостническуюмораль, на закон и религию.

Так Салтыков-Щедрин разоблачает нравственностьсобственников-эксплуататор ов вообще, отрицая социальные и политические принципыдворянско-буржуазного общества.На мой взгляд, своим произведением писатель- сатирик вынессмертный приговор исторически обреченному классу помещиков-крепостников.